II Познавательная викторина

Г. 9-Б класс. Литература

  ТЕМА

 Повторение по теме

Из русской литературы 19 века. Н. В. Гоголь

Цель урока: Систематизировать знания обучающихся по прочитанным произведениям,

развивать творческие способности девятиклассников, учить самостоятельности мышления, творческому воображению, способствовать развитию речи учеников, логическим рассуждениям, обоснованному изложению мыслей, воспитывать духовные ценности, прививать любовь к искусству слова, развивать эстетический вкус, формировать нравственные основы жизни: представление обучающихся о справедливости, доброте, доверии, взаимопонимании.

учить уважительному отношению друг к другу, нести ответственность, учить учиться и учить других; знать содержание произведений,их стилистические, жанровые, композиционные особенности, уметь анализировать художественные эпизоды текстов, аргументированно отвечать на вопросы, самостоятельно делать обобщения и выводы, формировать навыки монологической письменной речи, создавать свой текст на основе данного, определять ключевые эпизоды и их роль в выборе жизненного пути героев, выделять основные художественные приёмы в характеристике главных героев, определять авторскую позицию в оценке выбора жизненного пути каждого героя, определять собственную позицию в оценке выбора жизненного пути героя.

Ход урока

                                 Эпиграф:

                                Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела.

                                Джозеф Аддисон 12672-1719 (английский публицист и писатель)


Вступительное слово:

Книга – наиболее яркое проявление духовной жизни общества.

Велика бо бывает полза от учения книжного; мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселенную. Сими бо в печали утешаемы есмы…аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи.      (Древнерусская летопись).


Ребята, в 9 классе на уроках литературы вы изучили шедевры литературы, которые раскрыли вам героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека.

      Первая встреча- величайший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве …». Вы увидели перед собой русскую землю, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов кочевников, вы прочитали повесть об Игоре-князе, ум которого ясен, а сердце отвагой горит, вы увидели, как лучшие сыны Руси великой бьются за землю свою,задумались над суровой действительностью далекого времени и поняли, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.

     От страниц древнерусской литературы мы пришли к литературе 18 века. На небосклоне этого периода зажглись яркие звезды:

*** Михаил Васильевич Ломоносов, ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А.С.Пушкина. Вы ощутили главное, что через Ломоносова проходит вся история государства Российского, в которой запечатлелись радости и горести, сила и щедрость народа нашего. Читая его оды, вы поняли, что они не только славят деяния императрицы, но поют гимн наукам, призывают отроков дерзать во славу Российской земли.

  ***Картина И.Е.Репина давно вам знакома. Грузный старик в алом сенаторском мундире при орденах и лентах, приподнимаясь над красным сукном экзаменационного стола, слушает лицеиста Пушкина:

Лицей волнуется не зря.

Он принимал уже царя, -

Но вот пожаловал Державин.

Он стар. Он глух душой на вид.

Но все в груди его горит

Святой огонь. Он горд и славен.

     Встреча с Гавриилом Романовичем Державиным была краткой, но запоминающейся. Он пытался подсказать императрице Екатерине II, как надо править по законам справедливости, борясь со злом, не унижая подданных.

  Он прорвался к вам своими пронзительными, сердечными строками, и я думаю, что вы захотите открыть еще раз томик стихов 18 века, где на первых страницах поэзия Державина.

   *** А затем на литературном небосклоне 18 века для вас вспыхнула особая звезда – «сатиры смелый властелин», «друг свободы» - Денис Иванович Фонвизин. Сей душой любивший родину, он свой девиз определит так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

       Образованный, смелый, живой человек, он восхитил вас своим остроумием. Вы побывали на примере его комедии «Недоросль», которая состоялась в сентябре 1782 года. Успех был невиданный: публика забросала сцену кошельками с деньгами. Когда вы войдете в художественный мир Фонвизина, может быть, его герои показались несколько архаичными, но мысли автора о воспитании, о чести, о любви к Отчизне заставили вас задуматься о дне сегодняшнем.

*** Вам, ребята, было интересно узнать, что творчество Ломоносова, Державина и Фонвизина относится к литературному направлению – классицизм, родиной которого являлась Франция.

*** В середине 18 века в европейской литературе возникла новое направление – сентиментализм. Если в классицизме правил рассудок, то в сентиментализме высшей ценностью станет добродетель.

*** А этого писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда – «Истории государства Российского! Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь – это титанический труд. Свидетельство тому 12 томов истории России. Вы узнали, что писатель Николай Михайлович Карамзин утверждал идеалы добра и человечности. Вы убедилисьь в этом, прочитав его повесть «Бедная Лиза».

*** На смену сентиментальной чувствительности пришло нечто загадочное, странное, таинственное. В начале 19 века в России утвердится новое направление литературе – романтизм. Он будет подготовлен Великой Французской революцией и движением декабристов в России:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан?

- скажет один из романтиков К.Ф.Рылеев.

    ***( А вот встречу с другим писателем-романтиком – Василием Андреевичем Жуковским - мы так и назовем:

Что за прелесть его небесная душа!

Что за пленительная сладость его стихов!

   По словам Федора Михайловича Достоевского, русская литература всегда была проникнута духом «всемирной отзывчивости». Ярчайший пример тому – писатели 19 века.

*** Александр Сергеевич Грибоедов - был автором единственного произведения – пьесы «Горе от ума». Вас ждало увлекательное путешествие по страницам его комедии. Вы побывали  в барской Москве первой четверти 19 века, познакомились с ее «тузами», их идеалами.

*** Грибоедов дал вам возможность присутствовать на поединках благородства и низости, искренности и притворства, понять, в чем основной конфликт его комедии.

  *** Вас ждала встреча с удивительной грибоедовской речью. И незаметно в вашу речь вошли  выражения Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Свежо предание, а верится с трудом» и др. Вас, наверное, удивил тот факт, что «Горе от ума» еще в рукописи было выучено наизусть целою Россией.

*** Имена следующих поэтов вам не надо было открывать, их  вы  знаете  с  детства  А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь. Настоящим открытием для вас был  роман в стихах «Евгений Онегин», вы поняли, как точно сказал Н.В.Гоголь: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное».

    ***К нам на урок пришли стихи, в которых есть своя тайна. Вы узнали в них поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Вы постигли  его творчество и увидели, что оно се пронизано мотивом странствий. Странствие – во имя открытия себя в единстве с огромным распахнутым миром! Будь то спокойное или бурное море, «кремнистый путь» посреди Вселенной, реальная дорога на Кавказ, или в снах и мечтах – обратная дорога Россию, или же космическая – от земли к небу. Вы открыли Лермонтова, заново постигли его поразительный мир, исповедь сердца поэта.

         Каждой своей строкой он потянулся к вам, вашим думам. Кажется: только читай, вслушивайся в прочитанное:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

     *** Вы уже знакомы с сатириком Николаем Васильевичем Гоголем по комедии «Ревизор». Помните, как были смешны чиновники уездного городишка, ожидающие в страхе приезд ревизора? Прочитав же поэму «Мертвые души», вы увидели всю Русь «с одного бока» и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»

          Внимательное чтение привело вас к серьезным выводам: исчезновение человеческого в человеке. К веселому смеху примешивается горечь печали. Вы смогли обосновать знанием текста, почему Гоголь смеется «сквозь слезы».

          Встреча с Гоголем обогатила ваш внутренний мир. Вы почувствовали, что писатель сполна выстрадал сою любовь к Родине, узнали, что представленные произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя относятся к литературному направлению – реализм.

Подведем итог сегодняшнего урока

Век Автор Название произведения Литературное направление
Древняя Русь ________ «Слово о полку Игореве» ______
18 век М.В.ломоносов Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин «Ода 1747…», «О движении земли» «Памятник» «Недоросль» Классицизм
Середина 18 века А.Н.Радищев   Н.М.Карамзин «Путешествие из Петербурга в Москву» «Бедная Лиза» Сентиментализм  
I половина 19 века В.А.Жуковский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов «Светлана», «Море» Лирические произведения Лирические произведения Романтизм  
Середина 19 века А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь «Евгений Онегин» «Герой нашего времени» «Мертвые души» Реализм

Это не все произведения, с которыми вы познакомились в 9 классе. Давайте вспомним другие литературные произведения других авторов и выполним разные интересные задания.



Практическая работа

Анаграмма.

Мот (Единица собрания сочинений) том

Крен (Адресат стих. «Я помню чудное мгновенье») Керн

Ринг (Русский писатель) Грин

Башмачник (Герой повести Гоголя «Шинель») Башмачкин

Фирма (Предмет поисков поэта) Рифма

Ос нет (Род стих., любимый Шекспиром) Сонет

Да + нет (Итальянский поэт, автор «Божественной комедии») Данте

Лоб один (Бывшее имение Пушкина) Болдино

Омон + гол (Развернутое высказывание одного из действ. лиц) Монолог

 

II Познавательная викторина

Кто основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый))

Какая наука занимается изучением литературы? (Филология, литературоведение)

Как наз. специалист, изуч. устное народное творчество? (Фольклорист)

Как называли древние греки надпись на памятнике или подарке, а мы так называем короткое сатирическое стихотворение? (Эпиграмма)

Какой вид литературы получил свое название от французского слова, обозначающего «воспоминания»? (Прототип)

Как называют реальное лицо, послужившее автору прообразом при создании литературного героя? (Мемуары)

Какое слово, знакомое по литературе 18 века, в словаре Даля определяется как человек, не достигший полных лет? (Недоросль)

В каком году Лермонтов написал «Смерть поэта»? (1837)

Какому русскому писателю принадлежит высказывание: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…»? (Тургеневу)


III Определить жанр литературного произведения.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» (поэма)

А.С.Грибоедов «Горе от ума» (комедия)

В.А.Жуковский «Светлана» (баллада)

М.Ю.Лермонтов «Родина» (стихотворение)

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (роман в стихах)

В.Шекспир «Гамлет» (трагедия)

Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (думы)

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (роман)

А.С.Пушкин «Цыганы» (поэма)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: