Законодательный процесс: понятие и значение

Правотворчество, как и всякая творческая деятельность, предполагает не только общую культуру ее участников, но и требует от них специальных знаний, навыков владения искусством формирования и формулирования нормативных правовых актов. Если акты не отвечают установленным требованиям, они не могут быть реализованы в полной мере.

При этом любой правотворческий процесс – это строго регламентированная процедура или, иными словами, порядок осуществления правотворческой инициативы, рассмотрения, принятия, подписания, официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов. Правотворчество как более широкая юридико- философская категория включает в себя как «подзаконное правотворчество», так и «законодательное правотворчество».

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами. Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина, именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. Формально-юридически законодательная деятельность – это деятельность именно законом уполномоченных государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.

Законодательный процесс – это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона. Исходным при этом следует считать отсутствие единого подхода к понятию законодательного процесса в отечественной науке и практике, а также термина, определяющего указанное явление.

Так, ряд авторов приводит понятие процесса как деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов. Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов. Эти подходы, в любом случае, сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона.

Несмотря на обязательность законодательного процесса в правовом государстве, в теории и практике его воплощения в Российской Федерации существуют определенные проблемы. В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ.

Значение законодательного процесса:

· выявляет и устраняет неэффективные нормативно-правовые акты;

· приостанавливает, локализует нормативно-правовые акты, не учитывающие сложности экономических, политических, религиозных, национально этнических противоречий, нередко обостряющие кризисную ситуацию;

· оперативно вводит, принимает востребованный обществом, обусловленный социально-экономической ситуацией нормативно-правовой акт;

· привлечь широкий спектр мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;

· создать эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.

Принципы законодательного процесса

1. Принцип верховенства прав человека. Нормативные акты должны воплощать приоритет основных прав и свобод человек. Этот принцип закреплен в статье второй Конституции России: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

2. Принцип иерархии актов (законности). Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой. Lex superior derogat legi interior (перев. с лат.) – акт большей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

3. Принцип компетентности. Законы должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.
4. Принцип формализации. Обязательным условием законности является строгое соблюдение правотворческих процедур при принятии закона и введении в действие.
5. Принцип публичности (общедоступности). Законы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании закона всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный закон не применяется и не порождает правовых последствий.

6. Приоритет международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются нормы международного договора.

7. Принцип перспективного действия. Законы обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Стадии законодательного процесса

В литературе называют разное число стадий – от трех до шести – девяти. Однако, основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют четыре главные стадии.

Стадия законодательной инициативы представляет собой официальное внесение уполномоченным субъектом на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: законопроект есть текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами – преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др., а законопредложение содержит лишь идею будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом.

Стадия обсуждения законопроекта включает в себя работу над законопроектом, как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента часто проходит в форме чтений. Как правило, закон принимается в трех чтениях.

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение.

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом, по существу и постатейно – по докладу комитета, проводившего его доработку. Если законопроект отклонен, прекращается всякая работа над ним, если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если не набрал необходимого большинства голосов.

Стадия принятия закона проходит в форме голосования. В однопалатных парламентах эта стадия служит завершением последнего чтения. В двухпалатных парламентах законопроект подлежит одобрению верхней палатой.

В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение 5 дней передаются на одобрение Совету Федерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией.

Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: