Социальная информатика

 

Социальная информатика - относительно новая отрасль науч­ного знания, возникшая на стыке таких дисциплин, как информатика, социология, психология, философия, филология, занимающаяся изу­чением комплекса проблем, порождаемых развитием информацион­ных процессов в обществе.

Поэтому предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на раз­витие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

Кроме того, в социальной информатике выделяют следующие направления научных исследований /27, с. 48/:

1. компьютеры и работа;

2. социальная ответственность;

3. социальное значение компьютеров;

4. социальное значение систем искусственного интеллекта;

5. информационные технологии - использование и право.

Внутри данных научных направлений специалисты выделяют ряд частных проблем, которые не менее важны, чем вышевыделенные круп­ные исследовательские блоки /27, с. 49/:

а) интернет как фокус взаимодействия компьютеров и общества;

б) финансовая инженерия и ее влияние на экономические процессы;

в) методы информатики в социологических и политологиче­ских исследованиях;

г) системы поддержки решений;

д) принятие решений при чрезвычайных ситуациях;

е) геоэкоинформатика;

ж) информационная безопасность.

Социальная информатика является также учебной дисциплиной, становление которой происходит в ряде вузов России. Задачами учеб­ного курса "Основы социальной информатики" являются /23, с. 19-22/:

· создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;

· формирование представления о насущной необходимости ов­ладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно орга­ничное включение в современную информационную среду и актив­ное содействие ее развитию.

Рассмотрение проблем, обсуждаемых и исследуемых в науч­ном направлении под названием «социальная информатика», можно вести на:

а) глобальном уровне (общие закономерности социальных
последствий и особенности протекания информационных процес­сов в обществе);

б) средний уровень, то что в социологии называется теориями среднего класса: особенности функционирования информа­ционных процессов в тех или иных сферах общества (экономике, политике, науке, образовании и др.);

в) технико-технологические особенности социальных послед­ствий информационных процессов.

На каждом из этих уровней есть свой набор проблем, в частно­сти, что касается глобального уровня, то здесь одним из важнейших является вопрос информационного равенства-неравенства. Дело в том, что информационная среда создает условия не только для раз­вития общества и личности, но и для увеличения различий как между обществами, так и между группами и отдельными личностями.

Эксперты приводят множество цифр, показывающих, что в со­временных условиях имеет место тенденция усиления неравномерности развития информатизации в различных странах и регионах мира. И данная тенденция, несмотря на то, что находится пока на начальном этапе своего развития, имеет огромные социальные последствия.

Чтобы ослабить данную тенденцию, надо знать чем она обу­словлена. В первую очередь экономическими условиями (способно­стью общества производить и обслуживать новейшие информацион­ные технологии, что требует немалых финансовых затрат).

Существует и культурологический срез данной проблемы: подав­ляющая часть функционирующей информации представлена на ограни­ченном количестве языков: национальном, английском. Отсюда лин­гвистическая неграмотность сразу становится серьезным препятствием на пути усвоения населением и обществом имеющихся знаний.

Исследования показывают, что существует информацион­ный разрыв не только между странами, но и между городами и пе­риферией (появился даже термин «информационная деревня»), между отдельными районами внутри городов.

Безусловно, к высшему уровню существования проблем в соци­альной информатике относятся вопросы правового обеспечения функцио­нирования информационного общества, задающие степень информаци­онной свободы, влияющей на многие стороны жизни общества.

Выше мы уже отмечали, что право на информацию является важ­нейшим показателем информационного общества, к сказанному следует добавить, что «информационная свобода личности в современном демо­кратическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов» /27, с. 290/.

Поскольку «атомом» всех уровней существования социальной информатики является человек, личность, большой пласт проблем су­ществует в теме личность в информационном процессе. Так же как и на уровне общества, здесь есть позитивные и негативные последствия, результаты взаимодействия личности и информационной среды.

Мы уже отмечали положительные аспекты участия информационных технологий в познавательном процессе. К сказанному можно добавить положения о развивающем, по отношению к личности, характере воздействий информационных технологий: уси­ливаются логические, ассоциативные, мнемонические способности человека, увеличивается в целом его творческий потенциал.

В то же время существуют некоторые настораживающие факты, показывающие, что легкий доступ к информации, ее обра­ботке вытесняют некоторые традиционные самостоятельные проце­дуры выработки новых знаний, что может привести к отмиранию некоторых мыслительных операций.

Еще более тревожной является ситуация воздействия информа­ционных технологий на эмоциональную сферу человека, особенно молодого возраста. Исследователи, занимающиеся изучением этого яв­ления указывают на то, что при длительном пребывании подростков в информационно-виртуальной среде (в частности в Интернет) усили­ваются процессы десоциализации - самоизоляции и инфантилизма.

Прекрасно разбираясь в технических тонкостях работы компь­ютера, они демонстрируют беспомощность в реальной жизни, что ведет к появлению чувств неполноценности и ущербности. В то же время чувство свободы и неограниченных возможностей в вопросе странствия по информационным маршрутам, заставляет их снова и снова уходить в этот информационно-виртуальный мир.

Кроме того, как отмечают эксперты /29/ «тесное взаимодействие с компьютером чревато для человека аффективным закреплени­ем, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности», которое потом может негативно повлиять на отношения в сис­теме «человек-человек» в обычном общении.

Умение человека работать с информацией является состав­ной частью более общего понятия «информационная культура». Информационная культура личности формируется посредством двух важных операций:

1) формирование личностного знания из информации;

2) превращение личностного знания в информацию.

Успешность первой операции зависит от умения понимать, де­кодировать информацию. Если первое качество определяется всем предыдущим ходом развития личности (информационной картиной мира человека), уровнем его социализации, то второе качество в опе­ративном смысле более научаемо.

В данном случае необходимо знать, где находится информация, что в ней представлено (какие знания присутствуют и какие отсутст­вуют). Не менее важным качеством является умение декодировать ин­формацию, т.е. извлекать из знаковой формы сведений имеющийся там смысл. И здесь необходимо стараться избежать многозначности.

В то же время понимание и декодирование информации зависит от того, насколько успешно проведено предварительное кодирование информации. В частности существуют фиксированный набор упот­ребляемых символов (алфавит) и определенные закономерности соче­тания этих символов (грамматика). То есть существуют правила образования предложений из терминов. При этом цель одна - представ­ленная (кодируемая) информация должна быть понятна и переводима.

Существует ряд наук, которые занимаются представлением ин­формации: логика, семиотика, вычислительная лингвистика, доку­менталистика, теория кодирования, теория классификации и др.

Другой составной частью информационной культуры является умение превращать личностное знание в информацию, методы осу­ществления этой операции разные: вербализация, формализация, предметно-чувственная деятельность.

Например, важнейшим качеством личности является умение применять имеющиеся знания на практике для решения и постанов­ки прикладных задач. Проблема неумения пользоваться имеющейся информацией требует более детального исследования мотиваций принятия решений об использовании этого знания в качестве инфор­мации и, как следствие, исследования потребностей в информации.

Информационные потребности потребителей определяются, с одной стороны, особенностями социальной и профессиональной сре­ды, с другой стороны, спецификой возрастной психологии. Разные объемы и содержание информации нужны ребенку, вступающему в жизнь, школьнику, студенту, научному работнику, пенсионеру.

Информационная культура нужна каждому современному че­ловеку. Воспитание ее должно начинаться со школьной скамьи, а может быть даже с детского сада и яслей.

Развитость информационной культуры влияет на все другие со­ставные части личности. В частностиисследования психологов показы­вают, что в результате работы с информационными технологиями в обычном, бытовом, профессиональном общении «усиливаются требо­вания к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, снижается роль эмоцио­нально-аффективных средств общения при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.».

В свою очередь, исследования психологов, социологов, практика повседневной жизни показывают, что перенасыщение информацией, потеря личностью способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном мире делают данного индивида мишенью идеологи­ческих манипуляций, могут сформировать потребность в использова­нии различных средств ухода от действительности - употребление нар­котиков, алкоголя, чрезмерное увлечение виртуальными мирами.

Все это требует контроля, прежде всего, со стороны государ­ства, за процессом формирования информационной культуры, как отдельных граждан, так и групп и даже общества в целом.

Формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и пе­реработки информации (классический взгляд на сущность информацион­ного общества), сколько новыми возможностями глубинного познания сущности человека, взаимоотношений между людьми, социумами.

Знаниевый (когнитивный) срез человеческой психики, сознания, личности давно интересовал философов, психологов, социоло­гов (вспомним хотя бы типологию людей, данную великим древне­греческим философом Гераклитом в зависимости от знания ими по­нятия «логоса» - природного, глобального закона).

Информационный подход, информационные технологии, а глубже информационное мышление позволяют посмотреть на эту важ­ную проблему как бы с другой стороны – как протекают информационные процессы на уровне индивида, какие здесь выявляются особенности, типы? Эти и другие вопросы, сформулированные в исследова­тельском плане, попытка их решения позволили совершить очередной качественный скачок в деле понимания сущности человека.

В конце 70-х годов XX столетия на стыке психологии, социологии и информатики возникает новая междисциплинарнаая наука под назва­нием соционика, задача которой - изучать специфику восприятия, пере­работки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этно­сами, обществами, построение их типологии исходя из различных значе­ний вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов.

Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" озна­чает "обмен, усвоение, переработка").

Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация явля­ется своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика чело­века питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации», замечает он. А информа­ционный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обра­ботки и передачи информации психикой человека.

Другим важнейшим базовым положением новой науки социо­ники является утверждение, что характер мышления, потребности, мотивация поведения человека и деятельность социумов определяются во многом типом информационного метаболизма.

Для анализа типов информационного метаболизма и соот­ветственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичъюте отталкива­ясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, сле­дующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция.

Человек логического типа склонен к рациональному принятию ре­шений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нрав­ственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вку­сы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции.

Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичъюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д.

Каждый из указанных типов имеет свою специфику способности воспринимать и обрабатывать информацию различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий.

В результате существует и такое определение соционики - наука о типах информационного метаболизма, психоинформацион­ных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодей­ствиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс об­мена информацией между человеком, социумом и внешним миром.

Специалисты по соционике пытаются (как показывает прак­тика довольно успешно) описывать и предсказывать не только по­ведение каждого из 16 типов, но и 16 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представ­ляет собой громадный шаг вперед в области наук о человеке.

При этом практическая составляющая такой науки, как психо­логия поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в об­ласти соционики настаивают на том, что соционика - это междисци­плинарная наука): появляется возможность моделировать практиче­ские отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, ра­бочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчи­вые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфе­ре человеческой деятельности».

Методы соционики находят плодотворное применение, в част­ности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим ти­пом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимули­рующую процесс усвоения знаний.

«Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся».

Как утверждают эксперты, соционика углубляет и расширяет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффек­тивность терапии ряда психических расстройств: «в области нарко­логии разработаны и используются эффективные соционические ме­тоды работы с больными, дающие хорошие результаты».

Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориентации и профессиональной пригодности».

В области медицины обнаружено, что подбор людей по опре­деленным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотера­пию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфорт­ными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пре­бывания пациентов в стационаре.... за счет их оптимального психоинформационного взаимодействия».

Использование соционики позволяет проводить более точную диагностику психических заболеваний, разделяя больных на соот­ветствующие группы, с подбором индивидуальных методов психотехнологий для лечения недугов.

Наконец, накоплен положительный опыт использования ком­плексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более ус­пешной адаптации их в учебных коллективах.

В результате соционика с ее технологиями может использо­ваться и используется во всех сферах жизни общества (экономиче­ской, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углу­бить понимание и управление процессами, происходящими в них.

Информатика, как научная дисциплина, изучающая любые процессы коммуникации, обмена сообщениями, обмена информацией в окружающем нас мире предстает как сложнейший и многомерный феномен, природа и смысл которого по-прежнему изучаются в философском осмыслении, связанном с ее экологизацией и гуманизацией. Только в этом контексте информатика может развиваться как основополагающий элемент культуры.




Учебная группа 1ТМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: