Ознакомление с признаками летнего сезона

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с природой летом»

 

 

                                подготовили: Щербина Е.В.,

                                                          Панченко Л.И.

                                                           

Бутурлиновка, 2019

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с природой летом»

 

При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­ет жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года", "лето".

Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспи­тателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и жи­вотных ближайшего природного окружения.

Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возрас­та активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опас­ность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, беле­на черная, болиголов пят­нистый, паслен черный, собачья петрушка).

 

Ознакомление с признаками летнего сезона

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, пе­дагог знакомит их с характерными отличительными признаками лет­него сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, харак­терными для этого времени года явлениями, которые они могут на­блюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одеж­ды от погоды.

В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и боль­ше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают про­стейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распоз­навать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, пове­дению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соот­носить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционально­го освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что поз­волит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепен­но в словарь дошкольников вводятся сло­ва, характеризующие то или иное состо­яние погоды (знойный ветер, тихий вете­рок, солнечная погода и др.).

На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним ут­ром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой

по­годы — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогно­зировать состояние погоды.

Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в кален­даре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народ­ный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с приро­дой. Это отражает русский земледельче­ский календарь. Совместно с родителями дошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.

С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольника­ми может выяснить "Как солнышко по небу прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень ра­но, когда еще большинство людей спит, а заходит позд­но (летние прогулки затягиваются в июне до 17 ч). Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю лыжную палку (гломон) и на­блюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается сол­нце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это про­исходит в полдень.

Чтобы воспитанники могли выявить причину сезонных измене­ний природы, можно предложить модель "Продолжительность дня в разные сезоны". Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дошкольники смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизон­том — увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле — наступает лето. Таким образом, детей знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от по­ложения Земли относительно Солнца, времени ее дви­жения в течение года. Одновременно уточняются зна­ния дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле — рас­тений и животных.

При ознакомлении детей с Солнцем также можно исполь­зовать графическую модель "Кому нужно Солнце", которая пред­ставляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнеч­ном свете и тепле.

С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру "Почему наступает другой день (се­зон)?", в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют зада­ние на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошколь­никам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето.

Для обобщения полученных представлений можно провести бе­седу "Круглый год": какие времена года вы знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются времена года, части суток.

На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием раз­личных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния —

степень удов­летворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок на луг, в лес, парк, сквер воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внима­ние ребят на цветущие кустарники — сирень, жасмин. В конце ию­ня — начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить вни­мание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.

С изменениями в неживой природе связаны сезон­ные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам уста­новить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.

За период дошкольного детства воспитанники ДОУ должны на­учиться различать и узнавать растения и животных, ориентироваться в практически безграничном мире живых существ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: