Роль наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Важная особенность наглядных пособий (картинки, диафильмы, слайды и т.д.) — статичность изображения предметов, событий или природных явлений, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить между ними содержательные связи.

Разработан ряд наглядных пособий, с помощью которых детей разного дошкольного возраста можно познакомить с различными животными, показать их связи с природными условиями. Комп­лекты таблиц и картин о диких и домашних животных помогают решать задачи экологического воспитания дошкольников. На этих картинах показана принципиально различная внешняя среда: естественная, в которой живут дикие животные, и искусственная, созданная человеком специально для домашних животных. В пер­вом случае дети знакомятся с различными формами приспособ­ленности обитателей леса к среде во всех важнейших сферах их жизни (питание, передвижение, размножение и др.): удовлетво­рение потребностей осуществляется животными самостоятельно благодаря морфофункциональным адаптациям. Во втором случае демонстрируется в известном смысле противоположное состояние — в удовлетворении жизненных потребностей домашних животных значительную роль играет человек, он создает условия для их выживания.

Пособия можно использовать, чтобы дать детям представление о росте и развитии животных. «Рельефные таблицы» отчетливо демонстрируют два разных состояния животных: детское и взрослое. По картинкам можно проследить рост и развитие детенышей некоторых животных в течение года. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.

Для ознакомления дошкольников с многообразием животных
можно также использовать наглядные пособия. Установлено, что
дети знакомятся не только с конкретными представителями животного мира, но и получают обобщенные знания об отдельных
группах животных (домашних, диких, лесных и др.). При рассматривании картин, т.е. в процессе опосредованного знакомства с животными, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием — введение мерки и сравнение с ней животного. Разработано пособие, на котором в масштабе изображены разные животные (например, лошадь, слон, кит и др.), к нему прилагается отдельная карточка с изображением человека. Дети должны ставить карточку рядом с выбранным ими или названным воспитателем животным и оценивать его размер в сравнении с ростом человека.

Используя человека в качестве мерки, дошкольники могут убе­диться: бурый медведь, а тем более слон — громадные животные. Самое большое удивление у них вызывает сравнение человека с китом. Перенося модельные размеры животных с пособия в ре­альные условия (т.е. соотнося с ростом воспитателя — взрослого человека), дети могли представить абсолютные размеры животных и таким образом понять, например, что кит не уместится в групповой комнате — настолько он огромный. Чтобы убедиться, что эта мерка доступна пониманию детей и может применяться в самостоятельной деятельности, им предлагается домашнее зада­ние: рассмотреть какое-нибудь животное и описать его величину путем сравнения с человеком. Все дети успешно справляются с заданием: рассказывают о собаках, голубях, кошках, коровах и т. д., при этом словами и жестами демонстрируют размеры животных, сравнивая их с человеком. Результаты исследования позволили включить данный прием в методические рекомендации к картинкам пособий.

Практика обучения дошкольников показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае дети подробно знакомятся с той или другой стороной жизни животного. Одновремен­ное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у старших дошкольников обобщенные представления о многообразии животного мира.

Таким образом, наглядные пособия являются важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Целенаправленное и систематизированное применение наглядных пособий в практике дошкольного воспитания можно рассматривать как метод ознакомления детей с животными — их многообразием, ростом и раз­витием детенышей, условиями жизни.

 25. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.

Во-первых игра, это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса, эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспи­тателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации занятия. Несомненно, включение элементов сюжет­но-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более
эффективный результат усвоения знаний, эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и — более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положи­тельные эмоции и чувства. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. Игра — это деятельность ребенка, значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности.

Педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами). В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователями показано, что первый этап руководства игрой — формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путем прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия и отношения.

Два момента — необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую
деятельность с экологическим воспитанием. Можно утверждать, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе ко­торого дошкольники получают сведения об окружающей действи­тельности и могут овладевать образцами построения любых эле­ментов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реа­лизация ролевых действий и пр.). Ближе других к решению этого вопроса подошла в своих исследованиях Р. И.Жуковская, которая увидела прямую связь занятий и игры, а также необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: