Возможности воспитания ценностного отношения к миру природы у детей среднего дошкольного возраста

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотно взаимодействовать с природой. Ведь именно природапо праву является кладовой нашего развития: физического, интеллектуального, духовного и т. д. Во время общения с природой мир человека обогащается духовно, он становится мягче, добрее, расширяется его кругозор.

Формирование ценностного отношения к природе должно начинаться с раннего возраста и продолжатся на протяжении всей жизни человека.

Экологическое пространство в группе необходимо создавать с учетом возрастных особенностей детей, так как дети среднего дошкольного возраста отличаются эмоциональной отзывчивостью, активностью и любознательностью.

Для формирования элементарных представлений об основных свойствах растений – как живых организмах, способах дифференцированного ухода за комнатными растениями в уголке природы помещают комнатные растения.

Календарь природы позволяет детям при помощи воспитателя и самостоятельно детально фиксировать природные явления, процессы, изменения, которые они наблюдали на прогулке.

Для усиления работы по формированию у детей навыков исследовательской деятельности в уголке природы создается зона опытнической деятельности. Она включает в себя различные пособия, инструменты, обеспечивающие детям успех в экспериментирование: чашечки, тряпочки, баночки, лупы и т. п.

Эффективность роботы по формированию ценностного отношения детей к природе в большей части зависит от тесного взаимодействия педагога с родителями. Необходимо в своей работе использовать такие методы, как общие и индивидуальные консультации, рекомендации и советы экологического содержания, тематические выставки, привлечение родителей к экскурсиям с детьми в лес, выставки совместных работ из природного материала.

Система экологического воспитания в детском саду и ее влияние на развитие личности ребенка.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детском саду являются:воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; средствами природы воспитание эстетических и патриотических чувств; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.

Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения.

Огород на окне

Уголки экспериментальной опытнической деятельности.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Дидактические игры, модели и пособия экологического характера способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.

Библиотека с подборкой книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

Педагогами организуется исследовательская и природоохранная деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Создана система взаимодействия с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием: периодически оформляются стенды с экологическим содержанием, организуются совместные мероприятия (выставки поделок из природного материала, туристические прогулки, экологические акции и другие)

Дети, совместно с педагогами и родителями оформляют гербарий лекарственных растений.

В группах с целью охраны здоровья воспитанников администрацией ДОУ организуется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

В методическом кабинете дошкольного учреждения имеется методическая и художественная литература, перспективные планы и конспекты различных видов деятельности детей и педагогов с детьми по экологическому воспитанию дошкольников разных возрастных групп, гербарии растений, наглядный материал, образцы оформления групповых уголков природы и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: