Нетрадиционные формы экологического образования дошкольников

Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности.

формы и методы: проектный метод, экологическая тропа,уроки доброты, экологический театр, экологические выставки и экспозиции, экологический музей,,экологический проект,экскурсии, экологическая акция, опытно- экспериментальная деятельность, использование компьютерных технологий и мультимедийные презентации и многое другое.подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).

Современные подходы к организации наблюдений; значение трудовой, экспериментальной, игровой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.

.

Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности.

1.Наблюдение- На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.

Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Ямала, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, проведение викторин типа: «Представь себе», проект «Красная книга», фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.

2.Трудовая деятельность- Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное иобразовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

3.Эксперементальная деятельность- Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе.

 

Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.

 

Традиционные формы экологического образования дошкольников

1.Занятия- занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой.

1.1 Первично-ознакомительный тип занятий

1.2 Обобщающий тип занятий

1.3 Углубленно-познавательный тип занятия

1.4 Комплексные занятия

2. Походы и экскурсии.

3. Экологические праздники и досуги.

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

5 Элементарная поисковая деятельность детей.

 

14-Современные подходы к организации наблюдений.

Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках.

Подобный подход к построению взаимодействия с детьми при организации наблюдений делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: