Чикагская школа (монетарная)

Чикагская школа (англ. Chicago school of economics) — направление в экономической теории. Идейно-теоретические взгляды чикагской школы стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина получила в 60-70-е гг. Главные представители чикагской школы — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей чикагской школы нашли в работах Найта и особенно Фридмена.

Центральной проблемой представителей чикагской школы является теория денег. С середины 50-х гг. М. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег, получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии общества; количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности.

Милтон Фридмен (1912 – 2006)

Милтон Фридмен - выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике. Им написан ряд научных трудов, получивших мировое признание: "Капитализм и свобода" (1962), "Роль денежной политики" (1967), "Деньги и экономическое развитие" (1973), "Свобода выбора" (1980), "Монетарная история Соединенных Штатов. 1867–1960 ".

Теория капитализма. В программной книге "Капитализм и свобода" М. Фридмен утверждал, что современный капитализм представляет собой устойчивую, саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает политическую свободу и хозяйственную эффективность. Кейнсианская политика активного государственного вмешательства продемонстрировала свою неэффективность, и показала, что не существует альтернативы рыночному механизму. При этом рыночная модель не может господствовать повсеместно в чистом виде, так как для общества в целом важно, в какой мере каждый его член имеет право доступа к общественным благам, без которых немыслимо существование современной цивилизации (образование, медицина и т.д.). Государственное вмешательство в эту сферу неизбежно, однако оно не должно вести к корректировке, искажению рыночного механизма. Перераспределение средств на социальные нужды необходимо осуществлять через налоги и субсидии, а не через ценовую политику. Поэтому задачей государства является не корректировка рыночного механизма с помощью методов регулирования совокупного спроса путем манипулирования денежной массой, антициклического регулирования с помощью гибкой кредитно-денежной политики, а создание условий для максимально свободного и стабильного функционирования рыночного механизма на основе проведения рациональной, долгосрочной денежной политики.

Теория перманентного дохода. М. Фридмен поставил под сомнение существование всеобщего психологического закона Дж. Кейнса об обгоняющем росте сбережений по мере роста величины дохода в сравнении с ростом потребления, который являлся теоретическим стержнем его концепции.

Он исходил из того, что измеряемый доход и измеряемое потребление состоят из перманентного и временного компонентов. Исследуя их влияние на динамику потребления (склонность к потреблению) и динамику сбережения (склонность к сбережению), М. Фридмен доказал, что сбережения являются не возрастающей, а постоянной функцией от дохода. Основываясь на этом он сделал вывод, что утверждение о зависимости роста сбережений от роста дохода необоснованно, поскольку рост сбережений связан с неопределенностью в получении, прежде всего, временного дохода, который в свою очередь не оказывает решающего влияния (по сравнению с перманентным доходом) на динамику инвестиционных возможностей.

Результатом анализа стал вывод о наличии эффективного саморегулирующегося механизма в рыночном хозяйстве, что отрицалось Дж. Кейнсом. Концепция перманентного дохода закладывала теоретические основы количественной теории денег чикагской школы – теории номинального дохода М. Фридмена и в целом экономической доктрины монетаризма.

Теория инфляционных ожиданий. М. Фридмен считал, что условием долгосрочного равновесия, стабилизации экономической системы является формирование устойчивых инфляционных ожиданий хозяйственных субъектов на основе сохранения пропорций между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта в соответствии с формулой:

М= Y + I,

где М – долгосрочный темп роста предложения денег; Y – долгосрочный темп роста реального продукта; I – темп ожидаемой инфляции.

Таким образом, цель долгосрочной денежной политики - стабилизация инфляционного процесса на основе формирования адекватных инфляционных ожиданий, превращение текущей инфляции в полностью ожидаемую. Проведенные М. Фридменом расчеты позволили установить оптимальные темпы роста денежной массы в пределах 3–4% в год, что соответствовало, например, средним темпам роста национального дохода США. Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная не на решение краткосрочных задач, а на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.

 

Лондонская школа

Лайонел Роббинс (1898 – 1984)

Едва ли не вся жизнь Лайонела Роббинса связана с Лондонской школой экономики.

Роббинс критиковал направление, основанное Альфредом Маршаллом, поддерживал развитие англосаксонской экономической теории согласно идеям австрийской школы. Также известно его определение экономической науки: «Экономика — наука, изучающая человеческое поведение как отношение между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативное применение».

Главные труды.

Книга «Теория экономической политики в английской классической политической экономии», 1952; второе издание, 1978, стала классикой на следующий день после своего выхода в свет. Ее превзошел другой шедевр Роббинса — «Роберт Торренс и эволюция классической экономической теории», 1958 год.

Складом ума, манерой аргументации и стилем полемики Лайонел Роббинс  очень напоминает Фридриха А. фон Хайека. В молодости он был приверженцем некой разновидности функционального социализма и одновременно испытал непродолжительное увлечение философией утилитаризма. Во время первой мировой войны Роббинс служил в армии и лишь после войны он приступил к серьезному изучению экономики. Позже он пришел к убеждению, что коллективизм в любой его разновидности или форме не дает ответа на актуальные экономические проблемы. Сначала его привлекла идея Пигу, что для уравнивания выгод и потерь надо использовать политику государства, и концепция Эдвина Кэннена, согласно которой теория стоимости может быть использована для доказательства вреда неравенства. Но вскоре он сделал вывод, что любая связь между экономикой и политикой в научном отношении несостоятельна.

Центральной проблемой экономической науки, утверждал Роббинс, является распределение ограниченных ресурсов между альтернативными целями. Ограниченность благ - эта всеобщая характеристика человеческого существования - превращает экономику в науку об отношениях между людьми и вещами. К сожалению, сторонники этой точки зрения игнорируют важную область отношений между самими людьми, чем, может быть, и объясняется отсутствие гибкости в их позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: