Пунктуационные ошибки в сложных предложениях

ОШИБКИ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)

Типичной для старшеклассников ошибкой является разде­ление запятыми частей ССП, у которых есть общий второстепен­ный член. Объективно сложны также и те случаи, когда части ССП имеют общее придаточное предложение (то есть в этом слу­чае мы по сути имеем дело со сложной синтаксической конст­рукцией — ССК) — см. 3-е предложение.

Примеры: 1. [Наутро дождь, непрерывно ливший весь пре­дыдущий день, прекратился] и [небо расчистилось]. 2. [У нас от долгой и утомительной ходьбы совершенно онемели ноги] и [сли­пались от усталости глаза]. 3. (Когда на уставшую от долгой жары землю опустилась ночь), [земля вздохнула всей грудью] и [повсюду стал раздаваться неумолчный стрекот цикад].

Схема 3-го предложения: (Когда), [ ] и [ ].

ОШИБКИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП)

По аналогии с предыдущим пунктом проблемы в СПП воз­никают в тех случаях, когда запятая не ставится между однород­ными придаточными предложениями, связанными неповторяю­щимися соединительными или разделительными сочинительны­ми союзами. Это — те же ССК, поскольку в этих предложениях имеется и подчинительная, и сочинительная связь.

  Например: [Нетрудно было догадаться о том], (что нас здесь никто не ждал) и (что никаких приготовлений к нашему приезду сделано не было). 2. [Мне всегда приятно слушать], (как плещется у низких берегов реки речная волна) (цли) (шепчет о чём-то своём задумчиво склонившаяся к самой воде осока).

Схемы: 1. [ о том], (что) и (что). 2. [  ], (как) или ().

Но, конечно, особого разговора заслуживают предложения, в которых рядом оказываются два подчинительных или сочини­тельный и подчинительный союзы.

  Например: [Я думаю], (что, (когда заключённые увидят лестницу), многие захотят бежать). [Горничная была сиро­та], (которая, (чтобы кормиться), должна была поступить в услужение). [Мы сможем с вами договориться], и  (если вы мне верите), [то я наверняка смогу вам помочь].

Особую роль в постановке этой мудрёной пунктограммы иг­рает умение обнаруживать наличие или отсутствие в продолже­нии предложения слов — то, так, но  (при наличии то, так, но запятая между двумя подчинительными, сочинительным и под­чинительным союзами не ставится).

ОШИБКИ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Первая наиболее типичная ошибка в БСП состоит в том, что ребята путают, какой знак (запятую или точку с запятой) нужно ставить между частями БСП, если по значению оно сходно с ССП.

Наиболее часто встречающийся и самый бесспорный случай постановки точки с запятой между частями БСП - тот, когда час­ти БСП достаточно распространены и имеют внутри себя запятые.

Например: [В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам]; [в погре­бах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией]; [на дво­рах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и коню­шен]; [в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смеялись и ласкали женщин и детей].

Кроме того, своеобразной "притчей во языцех" стало то, что двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, по значению напоминающих сложноподчинённые предложения, ребята посто­янно путают с тире и даже с запятой (точкой с запятой). Основ­ным при выборе двоеточия или тире в подобном предложении я предлагаю следующее правило: отталкиваться от определения того, в какой из частей БСП содержится главное, общее, а где - частное, второстепенное. Кроме того, если подобное БСП, преоб­разованное в союзное (сложноподчинённое) предложение, состо­ит из двух частей, где первая часть - главное, а вторая - прида­точное предложение, поэтому союз (союзное слово) стоит во вто­рой части СПП, в БСП такого типа мы ставим двоеточие. Разуме­ется, при обратном порядке предложений в БСП ставим тире.

Например: [За двумя зайцами погонишься] - [ни одного не поймаешь]. (Если за двумя зайцами погонишься), [то ни одного не поймаешь].


 [Отец любил говорить]: [ нет музыки слаще шума дож­дя и шума реки]. [Отец любил говорить], (что нет музыки слаще...).


ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Кроме всех прочих, наибольшее число ошибок ребята дела­ют в предложениях, в которых прямая речь разрывается слова­ми автора. Причём если в случае, когда слова автора следуют после восклицательного или вопросительного предложения, ошибок обычно бывает немного, то в повествовательном предло­жении, входящем в состав прямой речи, погрешностей на поря­док больше.

Например: "Поверьте, - говорил князь Долгорукий, обра­щаясь к Багратиону, - что это больше ничего, как хитрость". Схема: "П, - а, - п".

"Хорошо поёшь, брат, хорошо, - ласково заметил Нико­лай Иваныч. - А теперь за тобой очередь, Яша". Схема: "П, - а. - П".

Комментарий: Суть ошибки заключается в том, что при внешнем сходстве знаки препинания перед второй частью разор­ванной словами автора прямой речи ставятся разные, да и пря­мая речь в первом случае продолжается со строчной буквы, а во втором — с прописной.

Таковы наиболее примечательные и характерные ошибки, которые в течение ряда лет мне удалось выявить в письменных работах моих учеников. Разумеется, эта памятка вовсе не претен­дует на то, чтобы дать исчерпывающий свод всевозможных пунк­туационных трудностей. Но, как мне кажется, многие словесники согласятся с тем, что именно эти ошибки из года в год встречаются в большинстве ученических и абитуриентских работ.

Принцип, по которому составлена "Пунктуационная па­мятка", понятен и является традиционным для учебных по­собий. Сначала - все наиболее одиозные случаи в простом предложении, затем - в сложных (сложносочинённых, слож­ноподчинённых и бессоюзных) и, наконец, - в предложени­ях с прямой речью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: