Четвёртое мая
Классная работа
Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
Практическое задание
Проанализируйте по предложенным вопросам текст из повести В.Г.Короленко,,Слепой музыкант”
- Какова тема и главная мысль текста? Каковы микротемы?
- 2. Какова роль первого и последнего предложения? Каковы ключевые слова?
- Какова роль прилагательных, глаголов, наречий и других частей речи?
- Каков стиль повести? Каковы особенности этого стиля?
- Каков тип речи данного текста? Какова композиция? Сколько абзацев в тексте и почему?
- Какова связь между предложениями? Каковы средства этой связи?
- Как следует читать данный текст? (Паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонация.)
- Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор? Чем это объясняется? Какие знаки препинания он употребляет?
- Каков лексических состав текста? Чем объясняется употребление терминов? Каково их лексического значение?
- Какой эпиграф можно подобрать к данному тексту?
Примечание: учащихся выбирают один из вопросов, получают текст для анализа, готовят сообщения по выбранному тексту.
|
|
Текст для анализа
В семье Попельских родился слепой ребенок.
,,Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась неделями. Его глаза прояснялись, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом. <…>
Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством замеила странное выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивали:
-Скажите инее, отчего он такой?
-Какой? – равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.
-Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…
-Дитя не может еще координировать движения рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.
-Отчего же он смотрит все в одном направлении? Он…он слеп? – вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.
Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди. <…>
Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущенным видом:
|
|
-К сожалению, сударыня, вы не ошиблись…Мальчик действительно млеп, и притом безнадежно…
Мать выслушала это известие с спокойной грустью.
Я знала давно, - сказала она тихо”.
2. Учебник. Выполнить упражнения 427, 428, 431,
Домашнее задание
Повторить §60- 69. Выполнить упр. 432
Пятое мая
Итоговая контрольная работа
На двойных листочках в линию выполняем контрольный диктант с грамматическим заданием
На титульной странице, на 7 строчке пишем:
Итоговая контрольная работа
ученика (ученицы) 8-Б класса
МОУ «СШ № 15»
ФИ в Р.п.
На развороте пишем:
Пятое мая
Контрольный диктант
Незнакомая усадьба
https://www.youtube.com/watch?v=0FAH8XOi8uU
Грамматическое задание
1. Сде́лать фонети́ческий разбо́р слова:
Со́лнце (1-й вариа́нт) Ста́рая (1-й вариа́нт)
2. Разобрать слова по соста́ву:
Поса́женных, растяну́лись (1-й вариа́нт) заходи́вшее, перелива́лся (2-й вариа́нт)
3. Из те́кста дикта́нта вы́писать по одному́ словосочета́нию на все ви́ды подчини́тельной свя́зи.
4. Вы́писать из те́кста по 3 слова:
1-й вариа́нт: прилага́тельные, указа́ть разря́д
2-й вариа́нт: прича́стия, указа́ть вре́мя
5. Сде́лать синтакси́ческий разбо́р предложе́ния:
Одна́жды, возвраща́ясь домо́й, я неча́янно забрёл в каку́ю-то незнако́мую уса́дьбу.
(1-й вариа́нт)
Два ря́да ста́рых, те́сно поса́женных елей стоя́ли, образуя краси́вую алле́ю. (2-й вариа́нт)
6. Вы́писать из дикта́нта предложе́ния по схе́ме:
1-й вариа́нт: [ ], и [ ]. 2-й вариа́нт: [ __O и O, |-.-.-.-.| ].
Домашнее задание
Повторить §60—69.
Седьмое мая
Классная работа
Повторение и систематизация изученного
Задание 1. Повторение теории
- Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
- Как могут быть связаны однородные члены предложения?
(С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)
- Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
- Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы.
Задание 2. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Выполните: А, Б,В.
- Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
- Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
- А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
- Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
- И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Проверяем (Правильные ответы на листке)
Задание 3. Тестирование
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
|
|
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.