П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)
П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений
П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений
П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям
П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки
П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации
П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)
П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ
П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)
П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление
П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме
П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией
П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата
П8 Смысловое чтение
П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
П8.4 Резюмировать главную идею текста;
П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста.
П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах
П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)
П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем
П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями
П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска
П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью