Два уровня познания
Чувственное познание – основано на работе органов чувств человека (зрение, осязание, обоняние, вкус и слух – 5 основных чувств).
Основные формы:
· Ощущение – отражение, «снимки» отдельных свойств, признаков предметов и процессов объективного мира;
· Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств;
· Представление – наиболее сложная форма, нет конкретного предмета, но есть определенный усредненный образ предмета, который остается в сознании человека и может быть воспроизведен мысленно, даже когда он не воздействует на органы чувств. Для представления характерно «оживление» памяти и большая роль воображения.
Рациональное познание – осуществляется благодаря работе мышления, которое упорядочивает данные, полученные с помощью органов чувств и стремится к постижению сущности познаваемых предметов и явлений.
Основные формы:
· Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (понятия «человек», «самолет»);
· Суждение – такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается нечто об объектах познания. Суждения отражают связи, существующие между предметами и явлениями действительности, или между свойствами и признаками (например, «Волга впадает в Каспийское море»);
· Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. («Все металлы проводят электричество. Медь - металл. Следовательно, медь проводит электричество»).
Чувственное и рациональное познание – низшая и высшая ступень познания соответственно. Знание является единством чувственного и рационального познания.
Интуиция - это способность сознания непосредственно постигать предмет познания без предварительного обдумывания.
Способы познания
Научное познание [1] - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе (Триактив-курс Котовой, Лисковой).
Ненаучное познание:
Паранаука («околонаука») и лженаука | Знание, которое не поддается объяснению с точки зрения науки, но содержит некоторые атрибуты научного знания (экстрасенсорика, народная медицина, гомеопатия, астрология и т.д.) |
Мифология | Миф содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину |
Религиозное познание | Основным элементом является вера в сверхъестественное |
Обыденно-практическое познание | Опирается на здравый смысл, житейский опыт |
Игровое познание | Опирается на игровые методы |
Художественно-образное познание | Познание средствами искусства |
Направления в философии:
1) Эмпиризм: единственным источником всех знаний является чувственный опыт.
2) Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Философские взгляды на вопрос познания (Познаваем ли мир?)
Агностицизм (от гр. agnostos - недоступность познанию) | Скептицизм | Гносеологический оптимизм |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире | Выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер | Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, выступает против агностицизма |
Виды знаний
Житейское (обыденное) | Основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, носит эмпирический характер, сводится к констатации фактов и их описанию. |
Научное | Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий. |
Практическое | Основой является деятельность людей по реализации потребностей. |
Рациональное | Отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении. |
Художественное | Целостное отображение мира и человека в нем, строится на образе, а не на понятии. |
Иррациональное | Отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законом логики. |
Социальное | Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. |
Примечание:
Пример связи рационального и чувственного познания: В физических теориях немалую роль играет наглядно-чувственная сторона (схемы, чертежи, модели и т.д.)
Советуем прочитать параграфы 4.3-4.5 в справочнике Чернышевой, там очень подробно разобрано научное, социальное познание и познание средствами искусства.