Глиняный саркофаг из Цере (соврем. Черветери). Перед супружеской парой на ложе — мех для вина

Роспись внутри могилы этруска

Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир.

 Этрусская фресковая живопись относится к VII—III вв. до н. э.

 Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э.

Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»).

Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.

Фреска из гробницы «Буйволов». VI в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли». V в. до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов». V в. до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни — это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»).

Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе.

Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен.

Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».

В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах.

Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету.

Очевидно, танцу предшествовало возлияние — об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва.

Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.

С V в. до н. э. количество приносимых в гробницы даров стало уменьшаться. Богатые погребальные дары стали заменять расписными вазами — как собственной, весьма оригинальной работы, так и греческими, которые ценились очень высоко.

С течением времени реальные вещи заменяются их изображениями, как, например, в знаменитой «Гробнице рельефов» в Цере (IV в. до н. э.).

 По стенам гробницы устроен целый ряд ниш для усопших; в нишах лежат каменные подушки, ниже, на скамьях, стоят сандалии для прогулки.

Обувь хозяина стерегут трехглавый пес и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским рулем в руках.

 Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями самых разнообразных предметов и вещей: здесь и килики (сосуды) и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода.

В III—I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает.

 Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством.

Безнадежность очевидна в изображении людей, которых влекут в мир смерти свирепые демоны и даже подгоняют их палками.

 

Высшим достижением этрусского искусства на его закате стали (портреты).

Восходившие еще к эпохе каноп, в III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность.

В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрусские художники воплощают в своих произведениях индивидуальные, неповторимые черты.

На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавицы, но гораздо чаще — тяжелые, оплывшие старики, взирающие на мир грустными бесцветными глазами.

Химера. V в. до н. э.
Бронза. Археологический музей, Флоренция

Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э.
Бронза. Капитолийские музеи, Рим

Реалистическая сила и зоркая наблюдательность, характерная для этрусков, сказывается лишь в изображении на крышке цисты двух амазонок, несущих тело мертвой подруги.

Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры.

Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

 Задание: ознакомиться с текстом, записать ключевые предложения. Отправить 20 апреля в ватсап 89122208145.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: