Изменения в живой природе

Окружающий мир 2 классе

Тема: «В гости к весне».

· Образовательная цель:

· познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

· формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.

· научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

· показать связь изучаемых предметов с жизнью;

· обогащать и расширять словарный запас;

· Развивающие цели:

· воспитывать эстетический вкус детей;

· развивать чувство прекрасного;

· чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;

· развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

· стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

· воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

· формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

Воспитательные цели:

формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

· Оборудование:

· учебник;

· иллюстрации птиц;

                                                                                                                Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний детей.

На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Я. Аким

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Слайд 1,2.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное “В гости к весне

 

Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

             -Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

      Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слайд 3.

- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

- Кто объяснит названия этого месяца?

- Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.

- Следующая загадка:

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Слайд 4.

- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.

- Кто объяснит названия этого месяца?

 

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Слайд 5.

- Май называют в народе цветень.

- Как вы думаете, почему его так назвали?

- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник стр.

Солнце

- Как светит солнце весной?

- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?

- Изменилась ли продолжительность дня?

 

 (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

 

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? ( В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Небо

- Какое по цвету весеннее небо?

- Какое небо по характеру облачности?

- Какие осадки выпадают весной?

 (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

 

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

 

- Что происходит со снегом весной?

 3. Снег и лед

- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

- Почему?

- Где осталось больше снега?

- Почему?

(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)

-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

 4. Почва

- Что происходит весной с почвой?

 

 (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

 

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

Слайд 7.

- Что такое ледоход?

(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.) А у нас бывает ледоход на реках?(Нет)

Слайд 8.

- Что такое проталины?

(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)

Слайд 9.

- Что такое половодье?

(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)

Изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

 

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Слайд 11

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Краткий рассказ учителя о:

Слайд11.

Мать – и – мачеха

Слайд 12.

Медуница

Слайд 13.

Гусиный лук

Слайд 14.

Первоцвет

Слайд 15.

Ландыш.

- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).

- Почему не следует рвать цветы?

 

Слайд 16,17,18,19.

- Что происходит с насекомыми?

(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

А какие насекомые не названы, но вы их знаете?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: