Творчество Ахматовой – зеркало времени

Поэтесса не могла противостоять власти никак, кроме как путем творчества. Стоя в тюремной очереди, она видела вокруг себя униженных и запуганных женщин. Люди осознавали, что помощи ждать неоткуда, они это знали, но изменить ничего не могли. Находясь в безвыходном положении, лишенные близких и родных людей, детей, мужей, эти женщины все же слепо надеялись, что смогут пережить этот кошмар, ведь это продолжаться вечно. Надежда умирает последней. Анна Ахматова находилась в таком же плачевном положении, как и «коллеги» поэтессы по этой тюремной очереди. Чем же писательница может помочь соотечественникам? Только стихами:

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомиллионный народ…

В этих строках столько наболевшего, измучившего душу поэтессы. Ахматова разделила судьбу миллионов жертв репрессий. Но сумела выжить, нашла силы для того, чтобы писать. Поэму «Реквием» впервые опубликовали в 1963 году в Мюнхене. Поэма распространилась, благодаря самиздату, и была напечатана без ведома и согласия автора. Голос Ахматовой прозвучал на весь мир. Зарубежные писатели были поражены силе и глубине поэмы. Но, несмотря на признание таланта Ахматовой за пределами родины, в собственной стране (то есть уже в Советском Союзе) поэтесса так и не смогла свободно жить и творить. Полный текст поэмы напечатали в пространстве советских стран только в 1987 году. Должно было пройти более двадцати лет, чтобы творчество Анны Ахматовой признали на родине.

Следует помнить о предостережении поэтессы. Ни на секунду нельзя забывать о тех страшных временах. Пусть «Реквием» станет не поминальной службой, а вечным напоминанием о миллионах невинных жертв. Пусть будущие поколения не допустят повторения этой трагедии.
Тематика «Реквиема» Анны Ахматовой

Выше мы довольно детально проанализировали исторические и биографические детали произведения, теперь же стоит перейти к характеристике каждой из выведенных писательницей в этом литературном шедевре тем и проблем по отдельности. Несмотря на то, что литературоведы определяют жанр «Реквиема» как поэму, здесь можно отыскать элементы эпоса (в произведении присутствует пролог, эпилог, описывается историческая эпоха, а также проводятся параллели и сравнения между разными временами).
Мотив страдания народа

Личная трагедия, смерть мужа и сына позволила поэтессе обратиться к теме народного страдания, раскрыв эту тему удивительно целостно и полноценно. Но Ахматова не замыкается исключительно на своей личности, обращаясь к судьбам и горю матерей всего мира. В разные исторические эпохи, во время войн и революций матери несли непосильную ношу, провожая детей на поле боя, зная, что сыновья могут не вернуться домой. Но участь Ахматовой даже более жестока, ведь сын поэтессы погиб не в бою, а стал жертвой кровавого колеса репрессий, жернов реакции.

Миллионы женщин по всему миру стойко переносили страдания, или же, наоборот, сходили с ума, осознавая, что обстоятельства навсегда разлучат их с детьми и мужьями. Это вечная тема, которая будет питать литературные произведения в каждый из исторических периодов.

Отечество превратилось в арену кровавых распрей и братоубийственной гражданской войны – это отдельная боль, которая отображается в строчках «Реквиема». Женщина – это только конкретное человеческое существо, образ женщины воплощается родиной-матерью, которая в войне теряет взращенных культурой детей.

 








Мотив вечной любви

В Библии говорится, что любовь «долготерпит и никогда не перестает», именно о такой любви – вечной и безграничной – пишет поэтесса. Любовь оказывается самым сильным чувством и самым сильным оружием.

Но любовь же придает страдающему человеку внутренний стержень и силы пережить беды, которые приключаются в такие жестокие периоды истории, как реакция или революция. Гуманность, любовь, надежда, вера в наступление лучших времен, дружба, верность и преданность помогают выстоять в моменты жизненных испытаний.

 

Мотив памяти

«Реквием» – это термин религиозной культуры, который отсылает к проведениям заупокойных церковных служб по покойному. Это означает, что человек умирает, однако остается жить – как образ в памяти тех, кто остался на этой земле. Так и Ахматова, используя название и коннотации реквиема, говорит о памяти, выделяя этот объект одним из центральных мотивов произведения.

Узники, жертвы режима, революции, войны, «пушечное мясо» и случайные «козлы отпущения», избранные правящей властью, чтобы преподать оставшимся в живых урок – это главные адресаты ахматовского произведения. Кроме первого мужа поэтессы – Николая Гумилева, расстрелянного уже после бракоразводного процесса с Ахматовой (в 1921 году), жертвой режима третий муж писательницы – Николай Панин (мужчину трижды арестовывали, пока, наконец, Николай не скончался в лагере для «врагов народа» в 1953 году – примечательно и так ужасно иронично – в год смерти Сталина). Единственного сына Ахматовой – Льва Гумилева – держали в тюрьмах в 1930–1940 годах (как раз во время написания «Реквиема»), а также в 1940–1950 годах. Всего сын Ахматовой провел в заключении больше десяти лет.

3.8

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: