Методика «Групповая мандала»

Методика «Мой внутренний мир»

Цель: изучить психоэмоциональное состояние ребенка.

Возраст испытуемого: от 4 лет.

Материал: изображение окружности диаметром 15–20 см, акварельные краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, пастельные мелки.

Инструкция: Посмотри, какой волшебный круг, он пока пустой, но ты можешь все исправить. Представь, что это ты, твой внутренний мир. Ты знаешь, что такое внутренний мир? Это то, что увидеть невозможно, – это наши чувства, желания, настроения, любовь к кому-то или чему-то. Заполни пустой круг своим настроением, своими желаниями. Раскрась его, выбери цвет, по твоему мнению, который ему подходит. Ты можешь в волшебном круге нарисовать все, что посчитаешь нужным. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?

Мандала в психологии – это символическое отображение внутреннего мира. Круг создает ощущение защищенного пространства, внутри которого в момент творчества проявляется то, что на данный момент важно для человека

 

 

 

Примечание. Рисовать мандалу можно акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Ребенок может выбрать любой цвет. Включите расслабляющую музыку.

Параметры, которые подлежат интерпретации: цвет, расположение цветов относительно друг друга, сочетаемость цветов; центр круга; символы, формы, знаки, линии, которыми заполнен круг, выход за границы, включенность ребенка в работу; высказывания ребенка. Спросите о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношении к результату. Пусть ребенок даст название своей мандале. Выясните, какое значение придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитайте число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов).

Что означают цвета в мандалах Красный. Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения. Дети, которые выбирают красный цвет, очень активны. Они постоянно в движении, непоседы, легко возбудимые, непослушные, ломают свои и чужие игрушки. Они хотят все и немедленно. Таким детям необходима похвала. Желтый. Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, еще не приобретшего какую-либо форму. Ребенок, который выбирает желтый цвет, веселый, жизнерадостный, много фантазирует, мечтает. Часто ему не нужна компания для игр, он найдет себе развлечение везде. Синий. Дети, которые выбирают синий цвет, спокойны, уравновешены, все делают обстоятельно. Такие дети не очень общительны, но если они находят себе друга, то будут верны ему. Обратите внимание, если раньше ребенок выбирал другой цвет, а теперь – синий, то он переутомлен, нуждается в покое. Коричневый. Когда ребенок выбирает коричневый цвет, то он пытается отгородиться от внешнего мира и создать свой собственный, отстраненный. Причины этого могут быть различны: от слабого здоровья, семейных неурядиц, пережитых трагических событий до умственной неполноценности. Оранжевый. Отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения. В мандалах оранжевый цвет выражает самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием ее, энергичное стремление к чему-то. Своевольное использование силы, отсутствие самодисциплины. Зеленый. Ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Он чувствует себя заброшенным и нуждается в материнской любви. В таком ребенке необходимо развивать творческие способности, интерес к окружающему миру. Бирюзовый. Бирюзовый цвет – это чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Голубой. В мандале голубой цвет символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания. Ребенку постоянно необходима смена деятельности. Он может одновременно браться за несколько дел: рисовать, играть в машинки, петь песни. Розовый. Это здоровье, чистота. Значение чувственности, эмоций, юности. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы. Персиковый. Персиковый – смесь желтого (сознание) и розового (тело, плоть) – выражает чувственность, отзывчивость, ответственность человека. Черный. Предпочтение ребенком черного свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике, о пережитом глубоком стрессе. Подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях. Серый. Предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств. Безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 

Методика «Групповая мандала»

Цель: определить половую идентичность, изучить социальную ситуацию развития (социометрия).

Возраст испытуемого: от 4 лет.

Материал: авторская мандала Т. Доброжанской «Групповая мандала».

Материал к методике «Групповая мандала» • СКАЧАТЬ мандалу

Инструкция: Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже? Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки, кто ты? Найди и раскрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо). Посмотри, кто находится рядом, кто это? Покажи, где находятся твои друзья, расскажи о них. Раскрась своих друзей. Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме, какой он, что в нем есть хорошего, что плохого? Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах, какие они?

Примечание. Рисовать мандалу можно акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Ребенок может выбрать любой цвет. Включите расслабляющую музыку.

Параметры, которые подлежат интерпретации. Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест» или это целостное изображение. Если ребенок выделяет в центре мандалы только крест, это указывает на его нерешительность.

Расположение выбранной фигуры «Образ Я». Если «Образ Я» вверху мандалы – адекватная самооценка, внизу – заниженная. Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями. Рядом с собой ребенок изображает самого привлекательного, значимого персонажа. Рисунок выполнен с большей любовью и тщательностью. Остальные персонажи могут быть сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, того он и выделяет в семье.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, который отражает предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке отражают психологическую дистанцию. Наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Аналогично и другие персонажи: те, кого ребенок помещает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

Прорисовка мимики. Нажим на карандаш, характер, форма, направление линий, характер штриха. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Высказывания ребенка. Спросите о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношении к результату. Пусть ребенок даст название своей мандале. Выясните, какое значение придает ребенок символам в рисунке мандалы.

Методика «Эмоциональные 7 мандал» 1

Цель: изучить психоэмоциональное состояние ребенка, его личностные особенности, понятие ребенка о различных эмоциях.

Возраст испытуемого: от 4 лет.

Материалы: одна большая окружность и семь маленьких.

Инструкция: Закрась маленькие круги, отталкиваясь от названия эмоций и чувств: 1 круг – «грусть», 2 круга – «удивление», 3 круга – «страх», 4 круга – «одиночество», 5 кругов – «злость», 6 кругов – «спокойствие», 7 кругов – «радость». Возьми большой круг и размести в нем маленькие круги так, как тебе хочется.

Примечание. Перед тем, как ребенок начнет раскрашивать мандалы, он садится ближе к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет, закрывает глаза и спокойно сидит некоторое время, слушает медленную негромкую музыку.

Параметры, которые подлежат интерпретации: цвет, расположение цветов относительно друг друга, сочетаемость цветов; центр круга; символы, формы, знаки, линии, которыми заполнен круг, выход за границы, включенность ребенка в работу; высказывания ребенка. Спросите о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношении к результату. Пусть ребенок даст название своей мандале. Выясните, какое значение придает ребенок символам в рисунке мандалы. Узнайте, когда он испытывал ту или иную эмоцию, где в теле он ощущал ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: