РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
основной профессиональной образовательной программы
Направление подготовки бакалавра 35.03.05. Садоводство
Направленность (профиль) образовательной программы
Плодоовощеводство и виноградарство
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Федеральный государственный образовательный стандарт
№ 737 от 01.08.2017
Формы обучения
очная, заочная, очно-заочная
Санкт-Петербург
2019
Авторы:
зав. кафедрой, доцент | ____________________ (подпись) | Корьяков О.П. |
доцент | ____________________ (подпись) | Кандаурова А.В. |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии от 07 мая 2019 г., протокол № 10.
Заведующий кафедрой | ____________________ (подпись) | Корьяков О.П. |
СОГЛАСОВАНО:
Зав. библиотекой | ____________________ (подпись) | Позубенко Н.А. |
Начальник отдела технической поддержки Центра информационных технологий | ____________________ (подпись) | Чижиков А.С. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ | с. |
1 Цели освоения дисциплины (модуля) | 4 |
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 4 |
3 Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы | 5 |
4 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | 7 |
5 Содержание дисциплины (модуля), структурируемое по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий | 7 |
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) | 14 |
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) | 15 |
8 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | 15 |
9 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 15 |
10 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | 16 |
11 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | 16 |
12 Особенности реализации дисциплины (модуля) в отношении лиц из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 22 |
Цели освоения дисциплины «Химия»
|
|
Целями освоения дисциплины «Химия» являются следующие: формирование основных понятий, знаний и умений по химии; обучение будущего специалиста основам идентификации различных веществ; теоретическая, методологическая и практическая подготовка для освоения профилирующих учебных дисциплин и для выполнения основных профессиональных задач в будущем в соответствии с квалификацией: проведение научных исследований; обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Химия», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина «Химия» участвует в формировании следующей общепрофессиональной компетенции: ОПК-1 (способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий).
Индикаторы компетенции | ИД-1. Демонстрирует знание основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области агрономии |
ИД-2. Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в агрономии | |
ИД-3. Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии. |
В результате освоения компетенции ОПК-1 обучающийся должен:
1) Знать:
- основные понятия и законы химии, закономерности протекания химических процессов;
– особенности химической связи в различных химических соединениях;
– краткие исторические сведения о развитии химии, роль российских ученых в развитии химических наук;
– свойства важнейших классов органических соединений во взаимосвязи с их строением и функциями;
– химию биоорганических соединений и использование биологически активных веществ в сельском хозяйстве;
- основной круг проблем и задач, встречающихся в сельскохозяйственной науке и практике; знать основные способы их решения
2) Уметь:
- составлять уравнения химических реакций для веществ разных классов;
– интерпретировать результаты исследований;
– использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины химия органическая, для решения соответствующих профессиональных задач в области агрономии;
- находить, отбирать необходимые данные для решения задач сельскохозяйственной деятельности применять методы качественного и количественного анализа и обработки данных с применением информационных систем и технологий;
- находить и выбирать наиболее оптимальные методы решения основных типов проблем и задач в области сельского хозяйства
3) Владеть:
- современной химической терминологией;
– основными навыками обращения с лабораторным оборудованием, осуществлять на практике анализ и идентификацию природных веществ;
- современными методами научно-исследовательской деятельности в области сельского хозяйства.
Место дисциплины «Химия» в структуре основной профессиональной образовательной программы
3.1. Для изучения данной дисциплины «Химия» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: химия неорганическая, органическая в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый уровень):
Знания: основные положения теории строения атома; формулировку периодического закона, принцип построения периодической системы элементов; основные положения теории химической связи; вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификацию и номенклатуру неорганических и органических веществ; типы химических реакций в неорганической и органической химии; основные положения химической кинетики и катализа; понятие о химическом равновесии, закон действующих масс для равновесия, принцип Ле Шателье; основные положения теории электролитической диссоциации, гидролиза солей; понятия электроотрицательность, степень окисления, валентность; процессы окисления и восстановления; основные понятия и положения теории электролиза; строение атомов и химические свойства металлов и их соединений; строение атомов и химические свойства неметаллов и их соединений; химические свойства неорганических веществ; основные положения теории строения органических соединений, способы получения и свойства углеводородов; строение, способы получения и свойства спиртов, фенолов и карбонильных соединений; строение, способы получения и свойства аминов, аминокислот, жиров, белков и углеводов; характерные химические свойства основных классов органических соединений; способы выражения состава растворов; основные количественные законы химии.
|
|
Умения: описывать строение ядер и электронную конфигурацию атомов элементов I – IV периодов; характеризовать строение атомов и свойства элементов и их соединений по положению в периодической системе; определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ; характеризовать физические свойства веществ в зависимости от типа их кристаллической решётки; характеризовать и объяснять строение и свойства классов неорганических и органических веществ; определять и классифицировать типы химических реакций в неорганической и органической химии; характеризовать и объяснять влияние факторов на скорость химической реакции; характеризовать и объяснять влияние факторов на состояние равновесия; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и гидролиза, составлять ионно-молекулярные уравнения и объяснять возможность протекания реакций ионного обмена и гидролиза; определять валентность и степень окисления, объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций, составлять их уравнения, расставлять в них коэффициенты, определять окислитель и восстановитель; объяснять сущность процессов электролиза, составлять их уравнения; характеризовать и объяснять химические свойства металлов, неметаллов и их соединений в зависимости от их состава и строения; характеризовать химические свойства классов неорганических веществ и отдельных представителей этих классов; характеризовать свойства, составлять уравнения реакций, объяснять зависимость свойств от состава и строения углеводородов, спиртов, фенолов, карбонильных соединений, аминов, аминокислот, жиров, белков, углеводов; характеризовать и объяснять возможность межклассовых превращений органических веществ; проводить количественные расчёты содержания компонентов в растворе; составлять уравнения реакций и проводить по ним расчёты количества исходных и конечных веществ; владеть началами современной химической терминологией; начальными навыками обращения с лабораторным оборудованием.
|
|
3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, практик, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной «Химия»: физиология растений, генетика, почвоведение, агрохимия, система удобрений, микробиология и др., а также государственная итоговая аттестация (ГИА).