Но вдруг мы с Вами неправильно сделали вывод, давайте проверим себя

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока деятельность преподавателя деятельность учеников время
Актуализация опорных знаний Здравствуйте, товарищи кадеты! Наш урок я хотела бы начать с высказывания известного писателя Марка Твена:  Путешествовать необходимо тем, кто учится Марк Твен. - Как Вы понимаете высказывание известного писателя Марка Твена? -А Вы любите путешествовать? -Сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие по морю. -На столах у каждого из Вас есть карта путешествия. Запишите число (Одиннадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока. -Чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора. Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр., неослож.). Схема. Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков. -Назовите часть речи, которую мы изучаем? -Что такое Местоимение? Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЕ» отправляется в плаванье.   Беседа   Письменная работа у доски. Комментирование.   Устные ответы 4 мин
Стадия вызова - У нас на пути остров. А как он называется, и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка) Карта путешествия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 1.Поставьте в начальную форму: Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, (я, ты, он, они, она) К какому разряду относятся данные местоимения? Ответ:_____________ 2. «Четвертый лишний». Объясни – ПОЧЕМУ? А) кто?, чей?, собой, какой? (Вопросительные местоимения) Б) что, сколько, с кем?, какие  (Относительные местоимения) В) некоторый, несколько, некто, себя (Неопределенные) 3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения: А) Тебе нужно взять с __________учебник. Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости. В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.  Обменяйтесь картами. Проверяем. Поставьте друг другу оценку. Вывод:разряды каких местоимений нам встретились? (личные, вопросительные, относительные, неопределенные, возвратное) -Молодцы - Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров - разряды местоимений)   Письменная работа в карте путешествия.     Взаимопроверка. Корректируют ответы при проверке. Делают вывод   3 мин
Целеполагание -Пока вы выполняли задания, я нашла бутылку с посланием. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сравните два предложения, ответьте на вопросы. В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил. - В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? - Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. - Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение. Возможно ли определить тему урока? - Запишите тему урока в рабочую тетрадь. Отрицательные местоимения. - Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? -Какую цель мы поставим перед собой? -Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений. (знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются; уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.   Сравнительно-сопоставительный анализ предложений.     Устные ответы.     Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя   3мин
Изучение новой темы. Совместное исследование проблемы У нас есть с Вами задание. Понаблюдаем. Как образованы отрицательные местоимения? От каких местоимений? (Устно)
Кто? никтО
Что? ничтО
Какой? никакой
Чей? ничей
Сколько? нисколько
Кого? нЕкого
Чего? нЕчего

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни.

- А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя.

- Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п)

-На какой слог падает ударение в этих местоимениях?

-А еще? ( отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам).

Чтобы плыть дальше, необходимо выяснить правописание приставок.

- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

Некого винить

Никого нет

Ничего не ответил

Нечего говорить

Вывод:

- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)

- Какую закономерность вы заметили?

Давайте вернемся к нашему предложению. Какую букву мы впишем

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил

Вывод: нужно вставить И, т.к. ударение не падает на приставку.

Но вдруг мы с Вами неправильно сделали вывод, давайте проверим себя.

- Откройте учебники на стр.80 прочитаем правило.

- Итак, мы с Вами на правильном пути.

- Но взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.

-Я получила задания от морского царя для 1-го ряда и для 2-го. Вам необходимо вставить пропущенную букву и затем передать соседу по парту и так по цепочке. (

Вставьте пропущенные буквы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Ответ. 1 ряд                                                                 2 ряд.

1. Н и чего не знал.                                                1. Н е чему удивляться.

2. Не боялись н и каких препятствий.                   2. Н е кого винить.

3. Не рискуя н и чем.                                               3. Н е чем удивить.

4. Н и кто не пришел.                                              4. Слушать н е чего.

5. Н и чем не отличается.                                        5. Н е кем заменить.

6. Н и какой причины нет.                                        6. Н е куда бежать.

7. Н и чем не занят.                                                      7. Н е чему завидовать.

8. Н и чем не могу помочь.                                     8. Н е куда спешить.

9. Н и каких секретов.                                            9. Н е чего терять.

10. Н и кого нет дома.                                            10. Н е чему завидовать.

- Первым выполнил задание …. Ряд.

- Почему Вы вставили именно эту букву?

- Как мы с Вами можем сделать вывод?

Аналитическая работа.     Проблемно-поисковая работа с учебником.   Делают вывод. Формулируют правило.   Работа с учебником.     Письменная работа по рядам. Закрепление правила: правописание приставок не и ни в отрицательных предложениях     Делают вывод   4 мин     3 мин   4 мин   Этап первичного закрепления Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды. У нас впереди скала. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него. -Но давайте сначала порассуждаем: - Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело? - Куда вы бросали камушки? (В реку, море) - А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется). У отрицательных местоимений такой же секрет. Понаблюдаем.
никогО ни у когО
нЕкого нЕ у кого
никомУ ни к комУ
нЕчем нЕ за чем
нисколько ни за сколько
нЕчего нЕ из чего

– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).

- Прочитайте правило на стр.81 прочитайте правило.

Сделайте вывод.

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

- Чтобы отправиться вперёд, нужно выполнить задание, применив полученные знания – упр.468 стр. 81

Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны.

Слитно Раздельно
Делать нечего Никем не заменишь Не на кого рассчитывать Не знается ни с кем Ни в чём не проявляется Никем не заменишь Не с кого спрашивать

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: