Формы педагогического проектирования

Сущность понятий «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование», «основные формы педагогического проектирования».

Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.

Теория и практика педагогического проектирования имеет свою историю и свои источники. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах – теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике и других, построенных по схеме «человек – техника – цель». Другим источником педагогического проектирования является сама педагогика.

Проблем проектирования касались многие известные педагоги. Так, А.С. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. В.А. Сухомлинский в понятие «проектирование» вкладывал умение выстраивать педагогический процесс. В.В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов, составляющей которой является педагогическое проектирование.

В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.

Педагогическое проектирование является не менее значимой функцией педагога наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и др. По данным исследования, на выполнение проектирования педагог профессионального обучения затрачивает около 28 % своего рабочего времени.

 Функции педагогического проектирования

Функции педагогического проектирования разнообразны: повышение эффективности педагогического процесса; технологизация образовательного процесса; связующее звено между педагогической теорией и практикой; прогнозирование развития образования.

Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии.

Педагогические проекты (прежде всего, модели) – это эффективное средство научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой.
Основой для педагогического проектирования служит педагогическая теория; в свою очередь, проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику.


Объекты педагогического проектирования

Основные объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, а также педагогические технологии, образовательно-пространственная среда

 

Объекты педагогического проектирования

 


^ Этапы

педагогического проектирования


Объекты педагогического проектирования

Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
1.Педагогическое моделирование Законы, уставы, концепции, положения и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
2.Педагогическое проектирование Квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
3.Педагогическое конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.  

 

Педагогические системы, как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. Исходя из их масштабов, выделяют следующие виды педагогических систем:

● малые – подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.;

● средние – деятельность образовательного учреждения в целом;

● большие – система образования города, района, области;

● супербольшие – системы образования регионов, республик, стран.

К особым педагогическим системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника.

Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования существует в рамках педагогического процесса и является составной частью этого процесса, характеризующей его состояние в определенный момент. Педагогические ситуации могут возникать случайно или конструироваться специально. Проектируются они с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.

Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.

Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.





Формы педагогического проектирования

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций.Основные формы педагогического проектирования:

● квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;

● расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;

● правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.

Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возможностям учащихся и педагогов.

 

 

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа с точки зрения требований к объекту выявляются слабые стороны и недостатки проекта.

Как было отмечено, формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций. Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации:

а) о деятельности подобных объектов в других местах;

б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;

в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, а также того или иного решения педагогических ситуаций.

Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д.

В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодействия.

Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.

Использование системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта, обеспечения взаимосвязи всех его составных частей. Установление взаимозависимости компонентов является центральной процедурой проектирования.

Составление проектного документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма.

Мысленное экспериментальное применение проекта – это проигрывание в уме созданного проекта в действии. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, влияние на участников и последствия этого влияния.

Экспертная оценка – это проверка созданного проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью такой экспертизы создается независимая характеристика проекта.

Корректировка проекта производится после экспериментирования и широкой экспертной оценки.

Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др.

Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т.е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности. Мышление современного педагога должно быть гибким, критичным, динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому, способным находить нестандартные решения и варианты. Вместе с тем новое педагогическое мышление – это мышление технологическое, направленное на проектирование педагогических объектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: