Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей (в детском туризме).
При этом необходимо придерживаться следующих принципов:
- каждый участник похода должен иметь свой участок работы, свою должность;
- работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;
- одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;
- используя как постоянные должности (на все время туристского цикла), так и временные (на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника;
- в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе, а может быть и фотогазета и т. д.
Участникам туристского похода (школьникам) могут быть предложены следующие должности:
1. Командир группы | 9. Главный краевед |
2. Командир отделения (палатки) | 10. Краевед по теме |
3. Завхоз по питанию | 11. Казначей |
4. Завхоз по снаряжение | 12. Главный фотограф |
5. Реммастер | 13. Метеоролог |
6. Медик | 14. Летописец |
7. Главный топограф | 15. Спортинструктор |
8. Дежурный топограф |
Все эти должности позволяют туристам интереснее провести время на маршруте и обеспечить помощь руководителю.
Подготовка группы к маршруту и выбор маршрута
Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Для выбора района категориального похода нужно изучить отчеты туристских клубов в маршрутно-классификационной комиссии, ранее осуществлявших поход по выбранному маршруту. Необходимо изучить топографические карты района.
Любой поход будет интересным и познавательным, если заранее подготовить информацию о районе путешествия. Это большая и кропотливая работа. Необходимо изучить специализированную литературу об истории края, о достопримечательностях тех или иных мест, туристские карты с особенностями маршрутов.
Собрав общие сведения о районе похода, и выполнив оценку ресурсов для организации похода, приступают к детальной разработке маршрута, используя крупномасштабные и среднемасштабные карты. Прежде всего, определяются количество ходовых дней, протяженность маршрута, а так же сложность категории похода, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Линия маршрута наноситься на карту, указываются места предполагаемых остановок и ночевок, описываются сложные участки, перевалы, а так же определяются экскурсионные объекты.
Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов
Рассмотрим логику действия руководителя при составлении пешего или лыжного маршрута 1-2 к.сл.
- Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.
- Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов.
- Определить оптимальные сроки путешествия.
- Разработать маршрут (см. ниже)
- Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.
Также не следует планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий на первые 1…3 дня маршрута, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:
· - начальная часть (1…3 дня). Еще не прошла акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10…12 км), так и время хода (делать переходы не по 50…60, а по 30…40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.
· - основная часть (50…75% похода). Прохождение определяющих препятствий, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50…60 минут. Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.
· - заключительная часть (20…30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но не больше 2…3 дней подряд.
Выводы: Любой туристский поход является итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.
В походе все взаимосвязано: цель похода определяет маршрут и состав группы; время проведения – особенности комплектования личного и группового снаряжения; - от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д.
Отчетность по лекционному занятию: з аконспектировать лекцию в тетради до 23.05.20.