Дисциплтна: ЛОГОПСИХОЛОГИ
Вид занятия: Лекция
Тема. Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией (2 часа)
Общие принципы психологической диагностики.
Понятие психолого-педагогический диагноз.
Процедура психологического обследования.
Методы и виды психолого-педагогической диагностики
1. Психодиагностика подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.
Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения психологических и психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Выделяют 3 формы диагностики:
Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.
|
|
Групповая форма (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); г рупповая (8-10 человек); фронтальная ( максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)
Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.
К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.
Общепедагогические принципы исследования детей
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.
· Принцип деятельностного подхода.
· Принцип динамического изучения ребенка.
· Принцип каузальности (этиопатогенетический).
· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Этические принципы
· принцип конфиденциальности;
· принцип соблюдения интересов обследуемого;
· принцип не нанесения ущерба;
· принцип компетентности и беспристрастности.
Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
В психолого-педагогическом диагнозе указывается
|
|
· педагогическая категория нарушенного развития,
· степень выраженности нарушения,
· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.
Уровни психологического диагноза:
· симптоматический,
· этиологический,
· типологический (Л.С. Выготский).
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем, на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.
3. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;
· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.
2. Адаптационный этап:
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
2. Основной этап:
· тестирование; психодиагностический процесс
3. Интерпретационный этап:
· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
4.. Заключительный этап:
· -констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
· -рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме
Методы психолого-педагогической диагностики
· Метод изучения документации
· Метод беседы
· Метод изучения результатов деятельности детей
· Метод наблюдения:
· Метод эксперимента:
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Виды обследования
Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления:
· клиническое;
· психологическое;
· педагогическое.
Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.
Клиническое обследование включает:
· Медицинское обследование, чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;
|
|
· Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку назначается медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство.
· Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.
При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.
Психологическое обследование – ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.
Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.
Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень владения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.
В организации обследования ребенка и логопедом и психологом есть много общего, и прежде всего в этапах его проведения.
Этапы диагностики:
Задача первого этапа – ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования.
Задача второго этапа – проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.
На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута в соответствующем образовательном учреждении.
|
|
По результатам обследования составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
В характеристике отмечаются следующие параметры: общие сведения, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, изучение медицинской документации, особенности речи, внимания, восприятия, памяти, усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личности, наблюдение в различных видах деятельности.
Перечень основной дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения темы