Структура и содержание курсовой работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Курсовая работа микроэкономике занимает особое место в процессе обучения студентов экономических и управленческих специальностей.

Во-первых, учебными планами высших учебных заведений предусматривается её подготовка на первом курсе обучения, что делает ее написание первым опытом подготовки курсовых работ.

Во-вторых, предмет, в рамках которого готовится курсовая работа, обусловливает её, в основном, описательный характер, отсутствие значительной расчетной части, как в курсовых работах по последующим экономическим дисциплинам.

В-третьих, наиболее актуальные экономические проблемы и вопросы, которые ставит практика, чаще всего не имеют готовых ответов в теории, а по многим из них специалисты имеют разные точки зрения. Поэтому защита, в ходе которой обосновывается выбор приемлемой на взгляд студента точки зрения, является одним из важнейших этапов выполнения данной работы и оказывает определяющее влияние на её итоговую оценку.

Цель написания курсовой работы по микроэкономике состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельного изучения науки, достичь глубокого усвоения её теоретических положений и закономерностей, научить студентов связывать теорию с практикой.

Задачами написания курсовой работы являются:

· закрепление и углубление знаний студентов по экономической теории;

· приобщение студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, статистическими данными;

· приобретение навыков логично и доступно излагать сложные вопросы как в письменной, так и в устной форме;

· формирование навыков обработки конкретного материала (составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение простейших расчетов), умения его анализировать, связывать экономическую теорию с практикой и делать выводы.

Курсовая работа является итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем экономической теории.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по общей экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе и финансово-кредитных учреждений.

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом студентами дневного и заочного отделений. Она является обязательной формой отчета студента перед кафедрой.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки. После положительной оценки ее преподавателем она должна быть защищена.

К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре экономической теории.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по экономической теории.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

· изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

· знать постановления правительства, решения сессий Парламента и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

· ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

· изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах и газетах (см. Список литературы).

При этом следует учитывать то обстоятельство, что простое копирование экономических законов, изложенных в западных учебниках, не всегда подходит для российской действительности. Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Количество разделов курсовой работы зависит от конкретной темы исследования, однако структура предполагает наличие следующих основных элементов:

· титульный лист (Приложение 1);

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Содержание составляется студентом самостоятельно после ознакомления с соответствующей литературой. Последующее содержание работы должно строго соответствовать разделам составленного плана.

Во введении (2-3 страницы) обосновывается актуальность темы, научная новизна и практическая ценность исследования, определяется цель и задачи, отражается информационная база курсовой работы, анализируются объект и предмет исследования по теме.

В основной части (35-40 страниц) рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и практики, даётся анализ современного состояния проблемы. Любая научно-исследовательская работа опирается на результаты предшествующих исследований. В этой связи подчеркнём, что не следует понимать перечень или краткое резюме работ, затрагивающих тему, в качестве основной задачи написания курсовой работы.

Студенту в курсовой работе необходимо представить собственную оценку знаний по данной теме, которыми располагает современная отечественная и зарубежная наука. Творческое осмысление сложившегося уровня той или иной проблемы несёт в себе новое знание о предмете исследования и является научно значимым результатом курсовой работы.

Наиболее типичная ошибка: основная часть курсовой работы представляет собой компиляцию отобранных студентом работ без попытки самостоятельного объяснения темы, без характеристики новизны полученного знания в данной области.

Если во введении проблема формируется в самом общем виде, то в основной части автору необходимо выделить более узкие специальные вопросы и дать их характеристику. Это основной этап научного анализа темы.

Обычно основная часть состоит из трех глав.

Первая глав а, как правило, носит теоретический характер. В ней освещаются методологические подходы к исследуемым вопросам: понятия и определения, сущность экономических категорий и их значение в воспроизводственном процессе, взгляды на то или иное явление отечественных и зарубежных авторов, методики исследования заявленных в теме вопросов, их сравнительные характеристики и т.д.

В первой главе допустим небольшой исторический обзор по литературным источникам, краткий обзор мирового опыта развития рассматриваемого процесса на основе изучения учебников, монографий и публикаций в периодической печати.

В этой главе задачей студента является не только обобщение научной, методической, нормативной и периодической литературы по исследуемой проблеме, но и выражение собственной точки зрения по её отдельным теоретическим аспектам.

Вторая глава носит аналитический характер, в ней рассматриваются процессы и явления, протекающие в исследуемой сфере экономики. Здесь дается характеристика социально-экономических условий и основных показателей функционирования исследуемого объекта: организации, рынка, региона, страны и т.д.

В ходе исследования необходимо выделить факторы, которые оказали влияние на состояние изучаемого объекта, дать оценку достигнутому уровню его развития, выявить отрицательные и положительные тенденции динамики этого процесса, их основные факторы. Изложение данной главы сопровождается статистическими материалами.

Студенту следует отказаться от формулировки чрезмерно сложных специальных проблем, от отсутствия взаимосвязи рассматриваемых вопросов друг с другом. Степень доверия к материалам курсовой работы в значительной мере зависит от избранного студентом способа сбора, анализа и интерпретации данных.

Курсовая работа по экономической теории в большей степени предполагает использование готовой собранной и обработанной информации. Такой тип исследования принято называть вторичным, в отличие от первичного, где автор сам занимается сбором данных, используя архивные исследования, опросники, анкеты, интервью. В обоих случаях важно идентифицировать основные источники данных, характер и приёмы сбора информации. Характер вторичного исследования может быть описательный, аналитический или сравнительный.

Основной приём сравнительного исследования – сопоставление информации, полученной в разные периоды исторического развития или в разных территориях, административных единицах, а также разными авторами.

Сравнительное исследование описательного характера направлено на установление сходства или различия рассматриваемых данных. Сравнительно-аналитическое исследование предполагает объяснение, прогноз или практические рекомендации на основании изученных материалов.

В аналитическом исследовании рассматриваются отдельные стороны, свойства и составные части экономических явлений и процессов.

Описательное исследование предполагает изложение максимально полных сведений о составе и особенностях рассматриваемой в курсовой работе проблемы.

Заключение (2-3 страницы) включает в себя обобщающие выводы по всем разделам темы.

Список литературы приводится в конце курсовой работы и составляется в алфавитном порядке по видам изданий.

В приложение выносятся материалы, не имеющие прямого отношения к теме курсовой работы, но используемые студентом при написании работы, а также иллюстративные материалы большого формата (одна и более страниц).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: