Все воздействия на отдельные способности и свойства сознания партнера имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание партнера в целом; а оно, в свою очередь, подчинено еще более общей цели - воздействовать на его поведение. "Чтобы изучить природу каждого из этих способов, его особенности, его отличия от других способов, нужно, пусть даже условно, взять каждый по отдельности - как специфический, малый по объему отрезок логики действия. Только тогда можно установить общие признаки и особенности этих способов - или, как мы будем для краткости называть их - простых (основных, исходных) словесных действий или нот.
"В этом отношении опорные словесные действия напоминают "семь спектральных цветов Ньютона". Внутренняя, психическая сторона (производимого словесного действия) - это субъективная цель и связанные с ней, рисуемые словом, картины; внешняя, физическая - мускульные движения (в частности речевого аппарата) и звучание речи."
Глаголы, используемые в качестве названий простых словесных действий, нужно понимать как специальные "термины", их смысл должен быть точен и ограничен, поэтому в практических целях удобнее говорить не о глаголах, а о нотах.
Область соз- нания | Простое словесное воздействие | НОТА | Цель действия и физическое выражение ноты |
Внимание | ЗВАТЬ | ЗВ | Цель простого словесного действия звать - только обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнера, оно даже не всегда требует произнесения слов. |
ЧУВСТВА | ОБОДРЯТЬ | ОБО | Укрепить в партнере уверенность в том, что он ведет себя "правильно", пытаться сделать его выше, бодрее, тенденция использовать высокие тона голоса, "тянуться к партнеру", помогать ему полегчать, пристройка почти "снизу", прямой взгляд. |
УПРЕКАТЬ | УП | Вернуть партнера к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил, сделать его тяжелее, тенденция использовать низкие тона голоса, тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнера, под влиянием совести, пристройка почти "сверху", прямой взгляд. | |
ВООБРАЖЕНИЕ | ПРЕДУПРЕЖДАТЬ | ПРЕ | Нарисовать картину, которая помогла бы партнеру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Косой взгляд, тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность. |
УДИВЛЯТЬ | УД | Нарисовать нечто приятное для партнера, расширяющее его горизонты. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Яркая пристройка сверху, "удобное" устройство тела в пространстве, прямой взгляд | |
ПАМЯТЬ | УЗНАВАТЬ | УЗ | Извлечь нечто из памяти партнера. Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов |
УТВЕРЖДАТЬ | УТ | Заложить нечто в память партнера. Пристройка наравне, бросить внимание партнера на мнгновение после совершения действия | |
МЫШЛЕНИЕ | ОБЪЯСНЯТЬ | ОБЯ | Добиваться, чтобы сознание партнера усвоила некую пространственную или временную связь явлений для того чтобы сделать партнера "единомышленником". Пристройка скорее снизу, к "работающей голове партнера". |
ОТДЕЛЫВАТЬСЯ | ОТ | Добиваться, чтобы сознание партнера усвоила некую пространственную или временную связь явлений для того чтобы партнер не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Готовность тела "бросить" партнера на последнем слове. | |
ВОЛЯ | ПРИКАЗЫВАТЬ | ПРИ | Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера, яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Освобожденность тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой |
ПРОСИТЬ | ПРО | Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера, яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнера. Тянуться к партнеру, ловить его взгляд. |
УПРАЖНЕНИЕ №1:
Придумать предлагаемые обстоятельства (историю, предысторию), в которых человек (персонаж), занятый каким-либо делом, обращается преимущественно к одному из шести адресов сознания партнера. Проследите, какими глаголами можно назвать Ваши действия, когда Вы апеллируете к вниманию, чувствам, воображению, памяти, мышлению, воле партнера. Отметьте, какие особенности мобилизации взгляда, отдельных частей тела и т.д., возникают при воздействии на разные области сознания.
УПРАЖНЕНИЕ №2:
Одна заданная фраза произносится по очереди исполнителями. Задачей упражнения является поиск разнообразных подтекстов: каждое следующее произнесение должно отличаться от предыдущих.
УПРАЖНЕНИЕ №3:
Придумав историю (или лучше использовав историю, "родившуюся" в ходе занятий), например ссора в магазине, визит к начальнику за справкой и т.п. последовательно апеллировать к различным областям сознания партнера, отслеживая возникающие характеры персонажей.
УПРАЖНЕНИЕ №4: Скульптура.
Исполнителю предлагается "построить" скульптуру, называющуюся "Я приказываю", "Я предупреждаю" и т.д., используя названия всех простых словесных воздействий. Рекомендуется обратить внимание на достижение максимальной выразительность скульптуры за счет направления и содержания взгляда "материала скульптуры", мобилизации и демобилизации отдельных частей тела.
УПРАЖНЕНИЕ №5: Цепочка воздействий.
Всем учащимся раздается партитура из 2-3-4 нот - простых словесных воздействий. Каждый придумывает себе задачу и добивается в этюде ее решения, используя заданную цепочку воздействий.
УПРАЖНЕНИЕ №6: Экскурсовод.
Учащиеся тянут билеты, в которых указаны характеры экскурсоводов, например: начинающий, восторженный энтузиаст, формалист, недоверчивый перестраховщик, глупый ментор и т.п. Учащиеся должны определить ту ноту словесного воздействия, который максимально соответствует заданному характеру и провести экскурсию в заданном характере.
УПРАЖНЕНИЕ №7: Зарисовки.
Исполнители, показывают небольшие сценки-зарисовки, в которых одно и то же действие выполняется разными людьми, например: "упрекает" старик, бизнесмен, ребенок, нищий и т.п.
Тренировка в овладении способами действия - требует активной работы воображения, то есть сочинения или учета в своем поведении самых разнообразных предлагаемых обстоятельств.
Учет большого числа важных предлагаемых обстоятельств ведет к появлению сложных словесных воздействий или аккордов. При желании все аккорды можно стой или иной степенью точности разложить на составляющие ноты. По мере роста надобности в достижении какой-либо цели, человек склонен упускать из своего внимания менее важные предлагаемые обстоятельства, фокусируясь на цели, и, следовательно, переходить от сложных словесных действий к простым.
Работа над выразительностью, яркостью, разнообразием речевых воздействий необходимо с самого начала связывать с работой над телом исполнителя, то есть с характером мобилизации, и своеобразием пристроек. Неразрывность работы тела и голоса должна выразиться в понимании учащимися, того, что положение корпуса, рук, ног, направление взгляда, мимики и дыхания является формой для рождения и существования всех оттенков речевого воздействия.
Способ перехода от одного адресу к другому в принципе всегда построен на импровизации, но законы его построения универсальны: оценка, пристройка, новое воздействие на партнера. Пропуск хотя бы одной из этих ступеней выявляет "неправду". Длительность же ступеней может быть разной, в ней секрет появления несхожих характеров, даже при выполнении одной партитуры воздействий с одним текстом.