Понятие и структура восприятия

Тема 2. Восприятие. Особенности восприятия массмедийного продукта

 

План

1. Понятие и структура восприятия. Предметность, константность и целостность восприятия.   

2. Когнитивный диссонанс.

3. Основные закономерности логического построения журналистского текста.

 

Литература:

1. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы. Практика. Ошибки. – М., 2007.

2. Олешко В.Ф. Психология журналистки. – СПб, 2006.

3. Психология массовой коммуникации/ Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2008.

4. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М.2008.

5. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М., 2006.

6. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

7. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. – М., 2008.

9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М., 2003.

10. Петренко В.Ф. Психосемантика ментальности: коммуникатный аспект// Сб.статей проблемы медиапсихологии. – М., 2003.

11. Тренинг креативности.

12. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. – СПб., 2007.

13. Рощин С.К. Психология и журналистика. – М, 1989.

 

 



Понятие и структура восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (6, 66). Поскольку органов чувств у нас пять, то и модальностей восприятия тоже пять: зрительное восприятие, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное. Каждая из модальностей имеет свои особенности, но в то же время они подчиняются общим закономерностям. Одним из наиболее глубоко изученных в психологической науке можно считать зрительное восприятие, поэтому в отдельных случаях мы будем пользоваться примерами из исследований этой модальности, поскольку некоторые ее закономерности могут быть перенесены на процессы познавательной деятельности.

Восприятие всегда носит актив ный, творческий характер. Активность выражается не только в механических, моторных действиях, таких, как постоянные, заметные и незаметные движения глаз, поворот головы в сторону звука или запаха, ощупывание незнакомого предмета и т. п., хотя эти действия имеют огромное значение. Главная форма перцептивной  (ПЕРЦЕПЦИЯ, от лат. PERCEPCIO – ВОСПРИНИМАЮ) активности заключается в осмыслении предметов и явлений мира и связей между ними, которое происходит в мозгу человека, куда наши органы чувств передают соответствующие сигналы из внешнего мира.

Способность видеть, например, мир так, как мы его видим, не дается человеку от рождения. Новорожденный ребенок видит свое окружение в размытых формах и цветах, и чтобы различать отдельные предметы, он должен научиться этому. В процессе научения восприятие приобретает определенную организацию, проявляющуюся в ряде его свойств и закономерностей. Не вдаваясь в детали теории зрительного восприятия, познакомимся с некоторыми его свойствами, имея в виду прежде всего те из них, которые в какой-то степени в той или иной форме могут проявляться и при работе с информационными, познавательными материалами.

Одно из свойств зрительного восприятия, которое обеспечивает нам надежную систему ориентации в физическом мире, называется константностью. Оно проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Перенос этого свойства на восприятие языка, текстов и вообще информации, конечно, носит условный характер и скорее больше походит лишь на аналогию, поскольку здесь вступают в действие многие другие психологические факторы, такие, как установка, мышление, память и т.д. Тем не менее, проявления, напоминающие константность зрительного восприятия, можно обнаружить и в этой сфере. Так, например, принятые значения слов, правила пользования языком сохраняют для нас определенное постоянство, и если эти значения и правила произвольно нарушаются, искажается смысл всего сообщения. Относительная константность, или стабильность, восприятия сохраняется также в нашем отношении к конкретным источникам информации, газетам, журналам, отдельным журналистам. А от этого отношения зависит степень доверия к источнику информации и даже психологические механизмы восприятия их материалов.

Хорошо известно, что изменить установившуюся у читателей репутацию газеты или журнала одним разом невозможно. Для этого требуются коренные изменения в их деятельности и какое-то время. Тот факт, что отношение людей к источникам информации все же меняется, если эти источники начинают работать по-новому, говорит о динамичном характере константности, что проявляется и в зрительном восприятии. При достаточно стабильных изменениях в воспринимаемых объектах мы вынуждены приспосабливаться к их новому облику, так как человек живет в постоянно меняющемся мире.

Другое важное свойство восприятия - стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. Оно находит свое проявление в том, что люди не просто смотрят на предметы, они постоянно их классифицируют, т.е. относят к определенным классам, категориям предметов по их виду, функциям или каким-то другим признакам. Иными словами, человек всегда стремится понять, что он видит или слышит. Это естественная тенденция организма, так как определенность в отношении того, что воспринимается организмом, было одним из важнейших условий выживания. Любителям домашних животных хорошо известно, что новый, не похожий ни на что знакомое для животного предмет вызывает у них настороженность и даже некоторый страх. Молодые мамы, если не все, то многие, наверное, замечали, как начинал плакать их грудной ребенок, если они вдруг появлялись перед ним, например, в новом платье. Ребенок пугался, потому что не сразу узнавал мать в новой одежде.

То, что пишущий человек должен излагать свои мысли ясно и понятно, открытия не составляет. Но нам хотелось показать, что это не просто требование культуры языка, а связано с психологической потребностью человека в ясной и определенной информации. Когда эта потребность не удовлетворяется, то психологические механизмы восприятия, осознанно или неосознанно для человека, сами пытаются компенсировать этот недостаток, что нередко дает неожиданный эффект. Рассмотрим один из примеров.

Есть в психологии восприятия понятие «неоднозначность (двойственность) стимула». Это означает, что один и тот же предмет или рисунок могут быть увидены человеком по-разному, т.е. они могут иметь для него разный смысл, разное содержание (показать иллюстрации).

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что эффект двойственности изображения создается за счет отдельных, не очень значительных, казалось бы, деталей.

Если говорить об эффекте двойственности применительно к информационным материалам, то опытным журналистам известно, что создать его нетрудно. Когда это делается осознанно, то таким образом используется один из приемов манипулятивного воздействия на сознание людей. Хуже, когда этот эффект создается неосознанно в результате небрежного использования языка или по другим причинам - хуже потому, что эффект оказывается непредусмотренным, неожиданным для коммуникатора.

Со свойством определенности восприятия и эффектом двойственности тесно связана еще одна закономерность, известная в психологии как «правило фигуры и фона». Это правило особенно наглядно проявляется, когда мы смотрим на геометрическую фигуру. Она имеет четкий контур или границы, которые делают ее предметом нашего внимания, а все остальное оказывается для нас лишь фоном. Мы смотрим как бы «сквозь» этот фон, поскольку он, хотя и находится в поле нашего зрения, тем не менее но является предметом внимания. Выделение контура предмета, благодаря чему он становится фигурой в поле нашего зрения, составляет, как подчеркивали известные советские психологи Б.М.Теплов и Б.Г.Ананьев, главное условие самой возможности восприятия. Правило фигуры и фона носит всеобщий характер, поскольку внимание всегда носит селективную или выборочную направленность и то, на что направлено внимание, становится фигурой, предметом восприятия. А поскольку человек постоянно получает из внешнего мира (да и из внутреннего тоже) непрерывный поток сигналов и его внимание часто переключается на разные предметы в зависимости от обстоятельств, целей деятельности и т. д., то фигуры и фон также находятся в постоянном движении.

При этом в некоторых случаях фигура и фон могут просто меняться местами, и тогда возникает эффект двойственности, неоднозначности (смотреть иллюстрации). В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание, можно видеть либо вазу, либо два профиля.

В журналистике обычно говорят о «расстановке акцентов», что означает выделение каких-то моментов, к которым имеется в виду привлечь внимание читателя. На психологическом языке это означает выделить «фигуру», т. е. то, что по замыслу коммуникатора должно быть воспринято как главное в сообщении. На практике, однако, нередко бывает, что «фигура» имеет слишком нечеткие, расплывчатые «контуры», что делает трудным ее восприятие, или вообще читатель (слушатель) воспринимает совсем не ту «фигуру», которую коммуникатор был намерен «нарисовать». Особенно часто это происходит, если «фигура и фон» в информации носят обратимый характер по аналогии с приведенными выше рисунками. Это свойство «обратимости» в информационно-пропагандистских материалах встречается, пожалуй, чаще, чем в физическом мире, поскольку психологические причины двойственного восприятия сложной информации также имеют более сложный и многообразный характер.

ПРИМЕР 1. В целях антирасистской пропаганды была изготовлена серия рисунков-карикатур, на которых в разных сюжетных контекстах были изображены белые расисты и их жертвы - афроамериканцы. Чтобы проверить, насколько удачными, эффектными получились эти рисунки, их показали группе специально подобранных лиц, известных своими расистскими взглядами. По замыслу психологов, которые принимали участие в этом деле, если карикатуры удачны, они должны были вызвать у расистов реакцию возмущения, обиды, оскорбления и т.п. Если же нет, то они их эмоционально не затронут. К полному изумлению организаторов этого эксперимента специально подобранные испытуемые, глядя на карикатуры, начали хохотать. Выяснилось: то, что для авторов рисунков выступало как «фигура», т. е. белые расисты в сатирическом изображении, самими расистами было воспринято лишь как «фон», а предметом насмешки в их восприятии выглядели негры.

С константностью и определенностью, или предметностью, восприятия тесно связаны также такие его свойства, как целостность, а также упорядоченность. Целостность восприятия выражает тенденцию по нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями. Всем, вероятно, знакомы картинки, которые часто публикуются в научно-популярных журналах. Па первый взгляд две картинки бывают совершенно идентичны, а читателю предлагается проверить свою наблюдательность и найти на одной из них отсутствующие детали, имеющиеся на другой. Это не всегда оказывается просто и требует некоторого времени и сосредоточенности, поскольку мы воспринимаем предмет в целом и не замечаем отсутствия некоторых его деталей (показать иллюстрацию «Найди 10 отличий»).

Тенденция к целостному видению действительности ярко проявляется и в тех случаях, когда речь идет об информации. В этом убеждает большой опыт, накопившийся у нас за все те годы, в которые содержание информации, представляемой общественности средствами массовой коммуникации, жестко и произвольно регламентировалось. В результате все, что было не сообщено или не досказано, восполнялось сведениями из неофициальных источников, слухами и просто домыслами.

Упорядоченность, можно сказать даже гармоничность, восприятия выражается в стремлении сознания видеть мир в системе определенных относительно стабильных взаимосвязей, организованных так, как мы привыкли их воспринимать. Если сложная, организованная система действительности оказывается нарушенной, мы теряем в ней привычные ориентиры и наша способность к действиям может быть полностью или частично затрудненной. В экспериментальных целях в психологии применяются иногда специальные очки, которые устроены таким образом, что надевший их человек видит свое окружение в сильно искаженном виде, например перевернутым «с ног на голову». Для того чтобы приспособиться к таким очкам и научиться ориентироваться и двигаться в «новой» картине действительности, требуется значительное время. Решить эту задачу ему помогает его сознание, т.е. знание причин, по которым картина мира изменилась. А если такие очки надеть, например, на глаза обезьяны, она полностью теряет способность сделать хотя бы одно движение, и время ей уже не поможет привыкнуть к необычному восприятию среды.

Здесь речь идет об очень резком нарушении восприятия. Но и в более простых ситуациях тенденция видеть действительность в привычных, а главное, в понимаемых взаимосвязях также проявляет себя. Именно с этой тенденцией бывает связано наше недовольство, когда мы сталкиваемся с невразумительными, нелогично, непоследовательно изложенными текстами.

Мы затронули вопрос о некоторых основных свойствах человеческого восприятия, с тем, чтобы показать их глубокую психологическую, а иногда и биологическую природу. Это значит, что они имеют исключительно важное значение. И если в каком-то виде деятельности, в первую очередь информационно-пропагандистской, эти свойства людей не учитываются, то результат может быть только негативный. Важно понять, что негативные реакции в таких случаях - это вопрос не чьих-то вкусов, прихотей или субъективных предпочтений, это проявление общих закономерностей психической деятельности человека. Конечно, каждый человек - уникально организованная индивидуальность, чем-то он обязательно отличается от всех других людей. Эти различия касаются и свойств восприятия. В зависимости от развития, образованности, жизненного опыта люди по-разному реагируют на одни и те же факты, события, информации. Но все это не отменяет общих закономерностей восприятия. У разных людей они могут проявляться более или менее ярко в тех или иных сферах их деятельности, могут быть приглушены условиями воспитания и т. д. Но одно можно повторить еще раз: чем выше развитие, образованность и культура человека, чем шире круг его интересов, тем тоньше и острее он воспринимает окружающую его действительность и информацию о пей. Из этого следует также, что информация, не учитывающая особенности восприятия, порождает трудности в ее осмыслении или недоверие к ней (13).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: