Сетчатая рациональность

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ

 

ЛОГИКА МНОГООБРАЗИЙ

   

ГЛАВА 3 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТИ

 

ПУТИ

 

Субъект-перипатетик оперирует блуждающим полифонично-расколотым сознанием, следующимопределеннойлогике - тропологике странствия. Мышление субъекта-перипатетика – это локомоторное мышление, связанное с переменой места, с исследованием маршрутов мысли и поведения.

Субъект-пе­рипатетик - это псевдо-субъект, в нем нет Я, в нем много других Я и не - Я. Это шизофренический субъект, собственно шизофреник и есть человек будущего.

Субъ­ект- пе­рипатетик – это бихевиораль­ный субъект, когнитивные карты его мысли-дви­жения «облегают» рельеф естественного Ландшафта, формиру­ются игрой эпистем культур­ного Ландшафта и детермини­руются схемой пу­тешествия самого субъекта мысли по тер­ри­ториям естественного и культурного Ланд­шафта.

Субъект-перипатетик мыслит апостериорными синтетическими суждениями. Но эти суждения составлены из философских концептов, т.е. это философские апостери­орные синтетические суждения, которые отличны от апостериорных синтетических суждений науки, от апостериорных синтетических композиций искусства.

Но субъект-перипатетик отличается от субъ­екта в бихевиоризме и инструментализме Дж. Дьюи, ибо «поведение-движение» субъ­екта-пе­ри­патетика осуществляется не только в естествен­ном Ландшафте, не только социальном и хозяйственном слое культурного Ландшафта, но и в ментальном виртуальном слое культурного Ландшафта. Это больше всего не пу­тешествие по реальностям культурного Ландшафта, а по его ценностно-смысловым со­ставляю­щим.

Ин­тересно высказывание известного географа Карла Зауэра, которое можно перенести в философию субъекта-перипатетика. Он считал, что гео­графия – это, пре­жде всего, наблюдение в процессе путешествия. По его мнению, зна­ние ландшафтно мыслящего географа базируется на искусстве диалога человека с при­родой, с который он вступает в «…перипатетической форме сократовского диалога о качествах ландшафта и качестве в ландшафте» (Sauer C.O. Land and life. Berkley. 1963. P.400). Его феноменология – это «прогулка -диалог» по Ландшафту, и она родна и близка философу Ландшафта. Ландшафтное мышление субъекта-перипатетика - это прогулка, путешествие, это периодические стоянки- бивуаки, где мысль «разводит костер» «Огня-Ло­госа», где она с точки зрения-пер­спективы этой «стоянки», в свете живого «Огня-Логоса» рассматривает через свои интенциональные «Эйдосы» - «Виды-Перспективы» - весь культур­ный Ландшафт: его текстовые мас­сивы, многообразие со­циальных образований, типы и направления хозяйственной дея­тельности – всю повседневную синергетику «Жизнен­ного мира».

От места зависит видение мира. Есть места для иронии и смеха, есть места открове­ния, есть места для серьезного раздумья. От места зависит познание.

Движение субъекта-перипатетика не хаотично – он следует определенной логике. Это не понятийная классическая логика «горных иерархий», это логика путешествия, в ко­торую эта логика «горных иерархий» входит как частный отрезок пути в путешествиях субъекта-перипатетика.

М. Элиаде писал о «платоновской» структуре мифа, но он не совсем прав. Платонов­ская структура мышления – это противопоставление порядка «горных вершин» хаосу «равнинных троп» - и это слишком упрощенная схема. Структура же мышления субъ­екта-перипатетика базируется на первородной и более адекватной мифу системе: на бо­лее сложной синергетической тропо логике «священных маршрутов» странствий то­темных культурных героев-предков в первобытном обществе. На этой тропо логике собственно и сформировалось человеческое сознание и  современные эпистемы ментальности. По пути этих маршрутов тотемные культурные герои-предки, как из­вестно, останавливаются, совершают обряды, в некоторых местах уходят в землю. Именно эти места стоянок – тотемистические центры, служили местом разыгрывания мифов-ритуалов «времен сновидений». Сейчас это места формирования и разыгрыва­ния «ритуалов» классических паттернов мысли и поведения; в современности это «места» в ментальной карте современной мысли, места определенных эпистем - пер­спектив, на базе которых понимается действительность. И именно субъект-перипатетик – ландшафтный мыслитель – это и есть культурный герой – демиург современного культурного Ландшафта.

Субъект-перипатетик долженпутешествовать не спеша, дабы уловить различия и все взвесить. Как писал далее К. Зауэр: «Двигаться надо медленно, чем мед­ленней, тем лучше, с частыми неторопли­выми при­валами в пунктах, выгодных для на­блюдения, с остановками при обсуждае­мых особых метинах ландшафта. Пешие походы, ночлеги на природе, вечерние сидения на бивуаке, созерцание Земли во все периоды года хорошо способствуют при­обретению нужных навыков и преобразованию впечатлений в более широкие представления и суждения» (Sauer C.O. Land and life. Berkley. 1963. P.400).

При этом неспешном путешествии субъект-перипатетик изменяет углы перспектив рассмотрения мира, сопоставляет полученные картины мира, верифицируя и фальсифицируя их. При этом он меняется сам, потому мышление субъекта-перипате­тика – это мышление в режиме кардинального антисолипсизма, в режиме отрицания самодосточности субъекта.

Кроме этого, для эффективного путешествия нужна верная настроенность субъекта-пе­рипатетика. Один из первых дал феноменологию субъекта-перипатетика Ж. Ж. Руссо. Для него философствование – это всегда философствование в режиме прогулки: либо прогулки как воспоминания о своей жизни в его «Исповеди», либо в режиме «Прогулки одинокого мечтателя» по природному и культурному Ландшафту. Он в своем «Эмиле» дал наметки феноменологии субъекта-перипатетика. Там он отмечал: «Для того, чтобы приобрести познания, недостаточно изъездить весь свет, надо уметь путе­шествовать. Чтобы вести наблюдения, недостаточно иметь глаза и внимательно всматриваться в тот предмет, с которым хочешь познакомиться. Многие приобретают во время путешест­вий даже меньше познаний, нежели из книг; дело в том, что им неиз­вестно искусство мышления; при чтении их умом руководит хотя бы автор, а путешествуя, они сами ни­чего не умеют увидеть» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведе­ния в 3х томах. Т.1. м. 1961. С.674).

Далее, согласно Ж.-Ж. Руссо, в зависимости от целей, меняется и видение субъекта-пе­рипатетика: «Цель, ради коей предпринято путешествие, определяет и характер по­знаний, приобретаемых во время такового. Когда целью является создание филосфо­ской системы, то путешественник видит всякий раз лишь то, что ему желательно уви­деть, когда же целью является нажива, то коммерческие расчеты все­цело поглощают внимание путешественника» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1 М. 1961. С.676).

Важна и нравственная настроенность субъекта-перипатетика, ибо «…лишь очень не­многим можно рекомендовать путешествия; они принесут пользу только людям стой­ким и верным себе, кои могут внимать ложным учениям, не поддаваясь соблазну, и ви­деть дурные примеры, не заражаясь пороками. Путешествия содействуют развитию наших природных наклонностей и приводят к тому, что человек окончательно становится на путь добра или на путь зла» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. М. 1961. С.678). Руссо сетовал, что для многих путешествия приводят к ис­порченности и порочности, но только те, кто обладает изначально хорошими нравственными задатками и одарен, возвращается из путешествия еще более добродетельным и мудрым.

Мысль субъекта -перипатетика: 1) топологична, - ибо она оперирует картами-про­странствами, используя при этом топологи­че­ские методы математики; 2) поэтиче­ски - историографична, ибо она не «теоретизирует», используя искусственный язык; не «экспериментирует», – она «восхищается-возмущается», она «описывая-рассказывает», она создает «истории-легенды», используя при этом не «дикий» язык мистико-смутного «похмельного» философствования, а увлекательный поэтический язык «опья­няющего» философ­ского романа о многообра­зии культурного Ландшафта; 3) архитектурно- стройна, пейзажно-ху­дожественна, ибо она создает художественно выраженные пей­зажи, она ви­дит в фак­тах природы – иконические символы трансцен­дентного и удивитель­ного, органична


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: