Рабочая программа дисциплины
«Литургика»
Курс
Направление подготовки: 033400 «Теология»
Профиль подготовки: «Практическая теология Православия»
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»
Хабаровск
2012
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и учебного плана 033400 «Теология», по профилю «Практическая теология Православия»
Программу курса разработал иерей Александр Дружинин, преподаватель ______________
Рецензенты
______________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
Программа рассмотрена на заседании кафедры
«____»____________2012 г., протокол № _____
Зав. кафедрой Личная подпись ________________
(ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Проректор по научной работе Личная подпись ________________
|
|
(ФИО)
© Дружинин А., иерей
© ХДС РПЦ
Раздел 1. Пояснительная записка
Литургика – богословская наука о Богослужении Церкви Христовой. Эта наука получила название от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего Богослужения или отдельных его видов. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы христианского богослужения, в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.
Под термином Богослужение понимается совокупность священнодействий и молитвословий, упорядоченных церковным Уставом, посредством которых православные христиане прославляют Бога, вступают в таинственное общение с Ним и получают освящающую благодать Божию, необходимую для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.
Церковь Христова как "столп и утверждение истины" (1 Тим 3, 15), как "полнота Наполняющего все во всем" (Еф 1, 23) с самого начала своего бытия содержит в себе все необходимое для осуществления своей благодатной миссии в этом мире. Но богатое сокровище, вверенное Церкви ее Божественным Основателем, не оставалось в ней бездейственным. Посредством благовестия Святых Апостолов и проповеди их преемников Церковь возвещала, во что и как она верует, каков смысл и содержание вверенных ей истин Откровения. Это в одинаковой степени относится и к миссионерской деятельности Церкви и к устроению ее внутренней жизни. Иными словами, важнейшей задачей Церкви является помощь воспринявшим возвещенные истины веры сделать последние правилом своей жизни. О том же говорит и святой апостол Павел, указывая, что Господь установил различные служения "для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4, 12-13).
|
|
Созидание Тела, Глава Которого есть Христос, совершается не одним только благовестием, принятие которого полагает начало новой жизни уверовавших, жизни во Христе и со Христом. Чтобы быть живыми членами Тела Христова – Церкви – надлежит быть в тесном общении со Христом (Ин 15, 1-5) и от Его полноты почерпать "благодать на благодать" (Ин. 1, 16).
Созидание, о котором говорит святой апостол Павел, является непрерывным процессом, представляющим взаимодействие людей и все взращивающей силы Божией (1 Кор 3, 5-9). И только при условии тесного и согласного соработничества Богу можно становиться жилищем Духа Божия, святым храмом Божиим (1 Кор. 3, 16). Средоточием этого благодатного процесса является Богослужение.
В настоящем курсе литургики изучается Богослужение годового круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди).
Учебный предмет «Литургика» входит в перечень дисциплин для проведения итоговой аттестации специалистов в области православного богословия.
Раздел 2. Организационно-методический
2.1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Курс предназначен для студентов 1 курса Хабаровской духовной семинарии и является продолжением дисциплины «Литургика», изучаемого студентами подготовительного отделения и подготовкой для изучения материала этой дисциплины 2 курса.
Целью изучения данной дисциплины в третьем и четвертом семестрах является содействие в достижении студентами Хабаровской духовной семинарии определенных общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций посредством изучения годового круга богослужения: истории и духовного содержания молитвословий двунадесятых праздников, их уставных особенностей, истории и смысла многодневных постов Православной Церкви, служб Постной и Цветной Триоди.
Достижение цели изучения данной дисциплины предполагает решение разноплановых задач.
Во-первых, необходимо показать историю установления служб годичного круга.
Во-вторых, раскрыть их значение, содержание и цель, объяснить богослужебные особенности.
В-третьих, показать особенности современной литургической практики в Русской Православной Церкви и дать рекомендации по их применению в приходском служении.
2.2. Место дисциплины в образовательной программе.
Дисциплина «Литургика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла и является составной частью модуля «Богослужебная практика Православия».
Предмет «Литургика», тесно связан с такими дисциплинами как «Практический курс богослужебного устава», «Литургическое богословие», «Введение в Литургическое предание», «Практикум церковного чтения», «Гомилетика», «Практическое руководство для пастырей» и «Пастырская эстетика».
Изучение курса литургики поможет студентам в формировании цельного представления о православном богослужении и применении своих знаний на практике.
2.3. Образовательные результаты (знания и компетенции)
Изучение дисциплины «Литургика» в богословской школе направлено на приобретение студентом следующих знаний и компетенций:
|
|
Знание и понимание |
Знать: историю и богослужебные особенности служб годичного круга Православной Церкви; - современную литургической практику Русской Православной Церкви; - тропари, кондаки и величания двунадесятых праздников. Уметь: объяснить значение, содержание и цель совершения служб годичного круга; организовать богослужение - использовать соответствующие указания Типикона на практике. Владеть: навыками работы с богослужебными указаниями Устава, богослужебными книгами и вспомогательной литературой. |
КОМПЕТЕНЦИИ |
Общекультурные компетенции: - способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-4); - способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11); - способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности (ОК-16); |
Профессиональные компетенции(по видам деятельности): Социально-практические: - способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовность участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ПК-7) Экспертно-консультативные: - способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности (ПК-8) Организационно-управленческие: - готовность к решению конкретных задач и участию в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12) |
Профессионально-специализированные компетенции: - способность совершать богослужение (СК-16) -способность организовать разовое и регулярное богослужение (СК-17); |