Качества психолога, определяющие эффективность беседы

      Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы. Проведение беседы -- не просто сбор некоторой информации у респондента. Это -- сложный, многоаспектный коммуникативный процесс, успешность которого определяется множеством факторов. Первостепенная роль среди них принадлежит личностным установкам психолога и специальным навыкам проведения беседы.

      При проведении интервью от психолога требуется умение интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, психическом здоровье, а также общую эрудицию с пониманием развертывающегося перед ним и при его непосредственном участии процесса интервьюирования (Мерфи Д., 1988). Это означает, что успешное интервью строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса взаимодействия психолога с респондентом. Столкнувшись со сложностями требований, предъявляемых к интервьюеру, начинающий психолог не должен делать поспешных выводов, поскольку прочные положительные результаты в интервьюировании являются в первую очередь следствием достаточного опыта.

    Одной из необходимых способностей, требуемых от психолога при проведении интервью, является умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. Большую роль при этом могут играть особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, «направленность на другого», тактичность и др.

     Психолог должен обладать установкой на позитивное отношение к респонденту, полное принятие его личности и избегать какого-либо осуждения по поводу сообщаемых респондентом данных.

    Одной из ведущих способностей интервьюера является эмпатия -- способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. При этом особенно важным при проведении психологической беседы является умение увидеть мир глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.

   Уровень эмпатии интервьюера зависит от ряда факторов. Одним из них является степень полноты и точности знаний о респонденте. Способность к эмпатии возрастает в той мере, в какой интервьюер располагает собственным опытом переживания ситуаций, подобных ситуации респондента. Наряду с этим большое значение имеет и способность интервьюера вообразить такую ситуацию, сконструировать ее, даже если в его собственном опыте аналогичные переживания отсутствуют.

 

 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Беседа занимает отнюдь не второстепенное значение в системе психологического познания. Беседу невозможно вытеснить оттуда, ведь она является живым общением, которое так важно как в самой психологии, так и в жизни. Беседа может представиться неточным и субъективным методом исследования, а, потому, не эффективным. Но именно она помогает проникнуть во внутренний мир человека и понять его. Беседа различна по своим формам и для различных целей использует различные методы. Кроме того, она позволяет считывать информацию с собеседника, не называя слов, благодаря поведению собеседника, его позам, мимике, голосу. Она предъявляет не меньшие требования к психологу, его квалификации и компетенции, чем другие методы исследования, ведь психолог должен знать, что и в какой ситуации надо говорить и делать, чтобы получить информацию от клиента, не доставляя ему при этом дискомфорт. И в заключение хочется сказать, что, поскольку беседа проходит в форме тет-а-тет и без использования какого-то особенного оборудования, которое могло бы помешать собеседнику расслабиться, она является наиболее спокойным способом получения данных о клиенте.

 

                    Список использованной литературы:

1. Метод беседы психологии, Редактор-составитель А. М. Айламазьян, Москва, Смысл, 2006

2. Общая психология, Маклаков А.Г., СПб, 2019

3. Хрестоматия по курсу "Метод наблюдения и беседы в психологии", Редактор-составитель А. М. Айламазьян, учебно-методический коллектор "Психология", 2018

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект» М., 1999 - 150 с.

5. Немов Р.С.Н50 Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

6. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: