Каковы критерии выделения центров финансового учета на предприятии?

Контрольная № 4

Выделите основные элементы финансового управления и принципы их взаимодействия.

В национальной, региональной и т.д. экономике медиакомпания, как и любое другое предприятие, выполняет одновременно несколько функций.

 Основной смысл экономической деятельности состоит в том, чтобы произвести товары и услуги, упаковать их и распространить, т.е. доставить и в большинстве случаев продать посредникам и конечным потребителям. Одновременно с этим реализуется другая группа функций, таких как обеспечение занятости трудоспособного населения, участие через выполнение налоговых обязательств в формировании государственных бюджетов разного уровня, стимулирование научного и социального прогресса и ряд других.

Еще одна важнейшая функция, очевидная для любых коммерческих медиаорганизаций, — получение для владельцев и инвесторов всех возможных положительных финансовых результатов. В этой парадигме у финансового управления (ФУ) есть группа собственных взаимосвязанных задач.

Во-первых, именно финансовое управление в значительной степени обеспечивает достижение ключевых финансовых результатов — выход на самоокупаемость, получение и повышение прибыли, увеличение нормы прибыли, повышение капитализации (рыночной или нерыночной стоимости компании). Во-вторых, в задачи финансовых служб входит обеспечение бесперебойного функционирования предприятия — создание условий, когда у фирмы всегда есть деньги на счетах, дающие возможность выполнять обязательства перед поставщиками, кредиторами и инвесторами, и оборотные средства, позволяющие поддерживать бесперебойное и прибыльное производство.

Вторая составляющая чрезвычайно актуальна для компании из любой отрасли. Необходимо помнить, что даже прибыльные предприятия при определенных обстоятельствах могут оказаться без денежных средств. Постараемся объяснить этот парадокс. Деятельность компании выражается во многом в выставлении и оплате счетов. При выставлении счета фиксируется так называемая «отгрузка», с нее платятся налоги, заявленные в счете деньги вносятся в бухгалтерскую отчетность, которая может даже показывать прибыль за конкретный период. Но выставление счета и его оплата — разные процессы, которые могут сильно различаться во времени. В медиабизнесе, как и в любом бизнесе, неизбежны задержки выплат или даже неоплаченные счета. Соответственно, доходы, полученные на основании «отгрузки», не гарантируют стабильного подкрепления наличными деньгами деятельности издательства или радиостанции. В этой ситуации задачи финансового управления — минимизировать, а лучше совсем исключить подобные варианты. Эффективное финансовое управление будет обеспечивать предприятие оборотными средствами, поддерживать его платежеспособность возможностью оплачивать все счета и выполнять все обязательства перед работниками, поставщиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и другими заинтересованными сторонами. Работа в сфере финансов часто пересекается с бухгалтерией, но при всех их технических различиях можно выделить одно концептуальное отличие. Деятельность бухгалтерии направлена на внешний мир предприятия, на предоставление информации налоговым службам, регулирующим органам, инвесторам и другим институтам. В то же время финансовое управление больше ориентировано на внутреннюю среду компании, на обеспечение ее полноценного и успешного функционирования.

От масштаба медиафирмы зависят и масштабы задач, стоящих перед финансовыми службами, размер или вообще наличие этих служб, масштаб процессов и сложность инструментов. В малом бизнесе и находящихся в нижнем сегменте компаниях среднего бизнеса (именно к таковым относится большинство медиафирм) создание специальных служб практически невозможно. Чаще всего решение базовых задач ФУ ложится на плечи одного сотрудника или распределяется между несколькими ответственными лицами, выполняющими и другие обязанности. Однако надо помнить, что иметь в штате или хотя бы привлекать к работе специалистов по финансам лучше уже на этапе создания и подписания основных учредительных документов и договоров, формирования структуры уставного капитала и прохождения других Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 40 / 40 201. Основные элементы финансового управления на медиапредприятии процедур, связанных с появлением новой компании или переменой ею юридической организационной формы.

В то же время достаточно масштабные предприятия среднего бизнеса и крупные компании создают полноценные финансовые службы, возглавляемые вице-президентом по финансам или финансовым директором, которые относятся к топменеджменту компаний и в большинстве случаев входят в правление (когда оно есть). В рамках так называемого регулярного менеджмента выделяют семь основных элементов: структуру, финансы, бизнес-план, маркетинг, учет, экономику, логистику. Все они тесно связаны между собой. Структура, бизнес-план и учет в значительной степени пересекаются с финансовым управлением (см. следующие параграфы), обеспечивают его эффективность, а маркетинг лежит в основе производственной деятельности, без которой финансовая теряет смысл.

Каковы критерии выделения центров финансового учета на предприятии?

Для выделения ЦФУ используются следующие критерии:

· Организационный — в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, бригада, участок, управление, отдел и т. п.);

· Направление бизнеса — в соответствии с категорией производимых продуктов;

· Региональный — в соответствии с территориальной обособленностью;

· Функциональный — в соответствии с участием в бизнес-процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, сбыта, НИОКР и т. п.);

· Технологический — в соответствии с технологическими особенностями производства.

Данные критерии могут комбинироваться исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и потребностей руководства

Рис. 1. Комбинирование критериев группировки ЦФУ

Можно сформулировать три основных метода выделения ЦФУ на основе организационной структуры:

«Один к одному» — когда ЦФУ образуется из одного подразделения;

«Один ко многим» — когда ЦФУ образуется путем объединения нескольких подразделений в один ЦФУ;

«Многие к одному» — когда ЦФУ образуется путем выделения из одного подразделения нескольких ЦФУ.

При выделении ЦФУ необходимо придерживаться следующих принципов:

Одно структурное подразделение может включать несколько ЦФУ, но одно ЦФУ не должно содержать в себе несколько разноподчиненных структурных подразделений;

Центр инвестиций является ЦФУ самого верхнего уровня, поэтому он должен присутствовать в единственном экземпляре (хотя он может быть совмещен с центром прибыли), и иметь как минимум один подчиненный Центр прибыли;

Центр прибыли и Центр маржинального дохода в обязательном порядке должны содержать на более низком уровне не менее одного центра дохода и не менее одного центра затрат;

Центров маржинального дохода в финансовой структуре должно быть не менее двух;

ЦФУ необходимо формировать таким образом, чтобы было возможно выделить единственное ответственное лицо, т. е. персонифицировать ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: