В психологии под трудной жизненной ситуацией (ТЖС) понимают любую ситуацию, имеющую высокий уровень напряжения, неопределенности и значимости для человека. Говоря о ТЖС, чаще всего имеют в виду стрессовые, конфликтные, фрустрирующие, травматические и экстремальные ситуации, влекущие за собой повышение внутреннего напряжения и тревожности личности, активизации психологических защит или копинг-поведения, а также способствующие мобилизации сил и возможностей человека (либина,2008) [петровский]. Одними из авторов, занимавшихся проблемой ТЖС, были Б.С. Братусь, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Е. Данилова, К. Муздыбаев и другие [фурдуй, 2009].
При определении ТЖС разными авторами предлагается различная терминология понятия: жизненные трудности (Р. Лазарус, К. Муздыбаев, С. Фолкман), трудные жизненные ситуации (Л.С. Биджиева, А.Н. Фоминова), жизненные проблемы (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова), критические ситуации (Ф.Е. Васильк), кризисные ситуации (Е.Н. Тумакова), проблемные ситуации (А.М. Матюшкин), негативные жизненные события (Р. Моос, Дж. Шефер) [кибальник,2015].
|
|
Проблема трудных жизненных ситуаций студентов начала изучаться современными психологами относительно недавно. Среди ТЖС студентов выделяют: сиротство, смерть близкого человека, инвалидность, проблемы в семье и личной жизни, неуспеваемость в учебе и проблема отчисления, экзаменационная сессия, проблемы с общежитием (филиппенко, бурдуковская, 2012).
Экзаменационная сессия представляет собой один из структурных элементов обучения студентов вузов и ссузов. Сдача экзаменов в учебных заведениях сопряжена с большими умственными (интеллектуальными) и эмоциональными нагрузками [андреева, 2016]. Ситуация сессии требует от студентов определенного уровня адаптации и совладания: волевой готовности, ответственности, собранности и дисциплинированности [льдокова,панфилов, 2013; кучина, 2009]. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние психической напряженности. Напряжение способно оказывать как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на организм человека, способствуя мобилизации личностных ресурсов студента, а также имеющихся у него знаний [галимова, хох, 2016].
Исследования Лурии А.Р. и Леонтьева А.Н. показали, что экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, но часто препятствует выявлению знаний студентов, нарушая поведение экзаменующегося вне зависимости от того, в какой степени подготовлен студент к экзаменационным требованиям. Совладающее поведение, позволяет студенту справиться со стрессовой ситуацией экзамена. При этом можно говорить о конкретных стратегиях действия личности, направленных на устранение угрозы [краева, 2013].
|
|
Высокая значимость экзаменационного контроля студентов объясняется тем, что исход сессии влияет на социальный статус юношей и девушек, их самооценку, материальное обеспечение (стипендия). Кроме того, успех сдачи сессии влияет на дальнейшие перспективы обучения и профессиональную карьеру [дурягина].
В ходе исследования, посвященного влиянию ТЖС экзамена на состояние личности студента, выявлено, что ситуация сдачи экзаменов имеет связь с уровнем общей интернальности учащихся – уровень субъективного контроля имеет тенденцию к снижению. Ситуация успеха или неудачи при данной форме аттестации влияет на эмоциональное состояние студентов. Так, при условии успешного закрытия сессии ответственность за достигнутый результат студенты берут на себя, в случае неудачи, «провала» – склонны перекладывать на других людей, на «судьбу».
Особое внимание при изучении проблемы ТЖС студентов стоит уделить студентам первых курсов обучения. Сам процесс поступления и адаптации в высшем учебном заведении является для студентов-первокурсников психически и эмоционально напряженным. Приспособление к новым правилам жизни (формам преподавания, контроля и усвоения знаний, режиму учебного дня и отдыха) побуждает переживать стресс, тревогу и страх. Наибольший уровень переживаний студенты-первокурсники начинают испытывать перед первой экзаменационной аттестацией (сессией). Первая сессия, чаще всего, бывает ориентирована на проверку школьных знаний и по уровню материала самая простая, но эмоционально – самая сложная. Зачастую, это бывает связано с отсутствием опыта сдачи экзаменов в подобном формате. Испытывая внутренний дискомфорт, студенты прибегают к использованию психологических защит и копинг-поведения.
Авторами А.В. Виноградовой, Н.И. Исмаиловой было проведено исследование на студентах первого курса в количестве 30 человек с целью изучения защитно-совладающего поведения. Наиболее часто используемыми механизмами психологической защиты студентов-первокурсников оказались: проекция, отрицание, гиперкомпенсация. Среди стратегий совладания выделились: принятие ответственности, дистанцирование, положительная переоценка [виноградова 2015].
Совладающее поведение помогает учащимся справиться со стрессовой, напряженной и фрустрирующей ситуацией экзаменационной аттестации. Однако решающее значение в процессе преодоления отводится роли именно личностных ресурсов. Среди личностных ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями в юношеском возрасте выделяют: оптимизм, поведенческую активность, перфекционизм, толерантность к неопределенности, саморегуляцию личности, тревожность (личностную и ситуационную).
Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Больше всего вызывает страх во время сессии неизвестность и невозможность повлиять на её исход. Состояние личности, характеризующее готовность действовать в условиях нехватки информации, отсутствия явных ориентиров и готовых шаблонов в психологии обозначается как толерантность к неопределенности. Толерантность к неопределенности – одно из условий психологического здоровья, адаптивности и гибкости; это способность выдерживать состояние неопределенности без дисфункционального повышения тревоги. Толерантность и интолерантность к неопределенности отражают разное отношение человека к условиям неопределенности. Первое – позитивное отношение (как к вызову со стороны условий, задающему новые возможности проявления себя), умение действовать и принимать решения при неполноте ориентировки в ситуации. Второе – негативное отношение, которое включает неустойчивость к неопределенности, восприятие условий неопределенности как угрозы, стремление все прояснять [корнилова, 2014].
|
|
Впервые понятия толерантность и интолерантность к неопределенности были предложены И. Френкель-Брунсвик, которая изучала субъективность восприятия человеком в условиях изменяющейся двусмысленной стимуляции. Она показала, что при формировании образа важную роль имеет этап принятия решения. Первоначально неопределенность понималась ею в качестве фактора, задающего эмоциональный фон изменениям в перцептивной переменной, определяемой изменениями в вероятностных характеристиках стимуляции. Позже она ввела термин интолерантность к неопределенности, который определила как «тенденцию человека приходить к решениям по типу «черное-белое», принимать поспешные решения, зачастую не учитывая реального положения дел, и стремиться к очевидному и безусловному принятию или отторжению в отношениях с другими людьми» [корнилова, 2010].
Взаимосвязь толерантности к неопределенности и личностных особенностей субъекта деятельности исследовала Е.Г. Луковицкая. Полученные данные свидетельствуют о том, что лица с позитивным отношением к неопределенности имеют высокую самооценку и низкий показатель комплекса недостаточности. Такие люди более склонны идти на риск и испытывают минимальный уровень тревожности, они значимо выше оцениваются другими, воспринимают неопределенную ситуацию как стимулирующую и менее эмоционально насыщенную [луковицкая, 1998].
Толерантность к неопределенности влияет на выбор стратегии совладающего поведения. Данный аспект проблемы был рассмотрен И.Н. Леоновым. В ходе исследования были выявлены как общие особенности влияния толерантности к неопределенности на стратегии преодолевающего поведения, так и специфичные для юношей и девушек. и тем, и другим толерантность к неопределенности в трудных ситуациях позволяет действовать более уверенно и в меньшей степени избегать ситуаций, связанных с преодолением трудностей. При этом более толерантные к неопределенности девушки менее агрессивны в трудных ситуациях и менее склонны к осторожным действиям, а юноши демонстрируют большую готовность вступать в социальные отношения и искать поддержку среди своего окружения. На основе проведенного исследования выявлено, что увеличение толерантности к неопределенности ведёт к росту вероятности проявления ассертивных действий личности (активное, уверенное преодоление трудностей), снижению влияния стратегии «избегание-бегство», а также спаду агрессивных действий [леонов 2015,2018].
|
|
Студенческий возраст приходится на период расцвета личности – происходит формирование многих психических функций, развиваются интеллектуальные возможности. Приобретение самостоятельности, формирование собственных мировоззренческих позиций и ценностей, достижения в области интеллектуальных и творческих возможностей обуславливают стремление юношей и девушек к самореализации и самоутверждению в профессионально-учебной и межличностной сферах [биктина, дикарева, 2017]. Такое стремление к совершенству, или превосходству иначе определяется как перфекционизм.
Перфекционизм является сложным и неоднозначно интерпретируемым феноменом, под которым понимают предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации (М.Н. Холендер), наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им (Р. Фрост), завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян).
Первым, кто рассмотрел феномен перфекционизма с позиции типологии, был Д. Хомачек. Он предложил разделять перфекционизм на нормальный и невротический [хомачек, 1978]. Позже, данные понятия сменялись под толкованием разных авторов. В настоящее время типологизация перфекционизма делит его на позитивный (нормальный, адаптивный, здоровый) и негативный (невротический, дезадаптивный, патологический). Позитивный перфекционизм, отличается тем, что при нем человек ставит перед собой высокие цели и задачи, здраво оценивает свои ресурсы, обладает достаточной гибкостью и адаптивностью; негативный – связан со страхом неудачи, стремлением избежать ошибок, нереалистично высокими ожиданиями и жесткой самокритикой.
По мнению А.А. Золотаревой, одним из критериев перфекционизма выступают копинг-стратегии. Нормальный перфекционизм соотносится с использованием активных стратегий совладания, ему свойственна мобилизация копинг-ресурсов. Патологический перфекционизм характеризуется преобладанием избегающих стратегий совладания и сверхмобилизацией копинг-ресурсов [корзун, 2014].
С.А. Корзун указывал на то, что перфекционизм (как нормальный, так и патологический) может выступать своеобразным личностным ресурсом совладания с трудными жизненными ситуациями. Им было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи типов перфекционизма (нормального и патологического) с копинг-стилями. В нем приняли участие 91 студент 2 курса педагогического вуза. В ходе корреляционного анализа были выявлены тенденции связей между патологическим перфекционизмом и копингами, ориентированными на проявление эмоций и «социальное отвлечение» [корзун 2014].
Исследователями Н.Г. Гаранян, Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов проведено исследование, в ходе которого выяснялась вероятность возникновения избегающего поведения студентов с разным уровнем перфекционизма. В тестировании приняли участие 309 студентов-первокурсников технического московского вуза с высокой интенсивностью учебных нагрузок. Исследование проводилось перед первой экзаменационной сессией. На основании полученных данных выяснилось, что студенты с высоким уровнем перфекционизма более склонны к различным формам избегающего поведения, чем студенты с низким уровнем [гаранян, андрусенко, 2009].
Первые исследования проблемы перфекционизма по большей части включали клинические выборки, результатом чего явилось смещение теоретических представлений на негативистичное восприятие данного феномена и его рассмотрение в рамках патологического личностного развития. В последних исследовательских работах делаются попытки различения аспектов перфекционизма на базе возможных его последствий (как для самой личности-носителя, так и для ближайшего окружения), а также разделения его позитивных и негативных атрибутов, что, безусловно, является оппозицией «зауженной» концепции патологического, или «невротического» перфекционизма. Таким образом, новая эпистемология позволяет взглянуть на феномен перфекционизма как на многомерное, синдромное личностное образование.