Личностные особенности совладающего поведения студентов

В психологии под трудной жизненной ситуацией (ТЖС) понимают любую ситуацию, имеющую высокий уровень напряжения, неопределенности и значимости для человека. Говоря о ТЖС, чаще всего имеют в виду стрессовые, конфликтные, фрустрирующие, травматические и экстремальные ситуации, влекущие за собой повышение внутреннего напряжения и тревожности личности, активизации психологических защит или копинг-поведения, а также способствующие мобилизации сил и возможностей человека (либина,2008) [петровский]. Одними из авторов, занимавшихся проблемой ТЖС, были Б.С. Братусь, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Е. Данилова, К. Муздыбаев и другие [фурдуй, 2009].

При определении ТЖС разными авторами предлагается различная терминология понятия: жизненные трудности (Р. Лазарус, К. Муздыбаев, С. Фолкман), трудные жизненные ситуации (Л.С. Биджиева, А.Н. Фоминова), жизненные проблемы (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова), критические ситуации (Ф.Е. Васильк), кризисные ситуации (Е.Н. Тумакова), проблемные ситуации (А.М. Матюшкин), негативные жизненные события (Р. Моос, Дж. Шефер) [кибальник,2015].

Проблема трудных жизненных ситуаций студентов начала изучаться современными психологами относительно недавно. Среди ТЖС студентов выделяют: сиротство, смерть близкого человека, инвалидность, проблемы в семье и личной жизни, неуспеваемость в учебе и проблема отчисления, экзаменационная сессия, проблемы с общежитием (филиппенко, бурдуковская, 2012).

Экзаменационная сессия представляет собой один из структурных элементов обучения студентов вузов и ссузов. Сдача экзаменов в учебных заведениях сопряжена с большими умственными (интеллектуальными) и эмоциональными нагрузками [андреева, 2016]. Ситуация сессии требует от студентов определенного уровня адаптации и совладания: волевой готовности, ответственности, собранности и дисциплинированности [льдокова,панфилов, 2013; кучина, 2009]. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние психической напряженности. Напряжение способно оказывать как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на организм человека, способствуя мобилизации личностных ресурсов студента, а также имеющихся у него знаний [галимова, хох, 2016].

Исследования Лурии А.Р. и Леонтьева А.Н. показали, что экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, но часто препятствует выявлению знаний студентов, нарушая поведение экзаменующегося вне зависимости от того, в какой степени подготовлен студент к экзаменационным требованиям. Совладающее поведение, позволяет студенту справиться со стрессовой ситуацией экзамена. При этом можно говорить о конкретных стратегиях действия личности, направленных на устранение угрозы [краева, 2013].

Высокая значимость экзаменационного контроля студентов объясняется тем, что исход сессии влияет на социальный статус юношей и девушек, их самооценку, материальное обеспечение (стипендия). Кроме того, успех сдачи сессии влияет на дальнейшие перспективы обучения и профессиональную карьеру [дурягина].

В ходе исследования, посвященного влиянию ТЖС экзамена на состояние личности студента, выявлено, что ситуация сдачи экзаменов имеет связь с уровнем общей интернальности учащихся – уровень субъективного контроля имеет тенденцию к снижению. Ситуация успеха или неудачи при данной форме аттестации влияет на эмоциональное состояние студентов. Так, при условии успешного закрытия сессии ответственность за достигнутый результат студенты берут на себя, в случае неудачи, «провала» – склонны перекладывать на других людей, на «судьбу».

Особое внимание при изучении проблемы ТЖС студентов стоит уделить студентам первых курсов обучения. Сам процесс поступления и адаптации в высшем учебном заведении является для студентов-первокурсников психически и эмоционально напряженным. Приспособление к новым правилам жизни (формам преподавания, контроля и усвоения знаний, режиму учебного дня и отдыха) побуждает переживать стресс, тревогу и страх. Наибольший уровень переживаний студенты-первокурсники начинают испытывать перед первой экзаменационной аттестацией (сессией). Первая сессия, чаще всего, бывает ориентирована на проверку школьных знаний и по уровню материала самая простая, но эмоционально – самая сложная. Зачастую, это бывает связано с отсутствием опыта сдачи экзаменов в подобном формате. Испытывая внутренний дискомфорт, студенты прибегают к использованию психологических защит и копинг-поведения.

Авторами А.В. Виноградовой, Н.И. Исмаиловой было проведено исследование на студентах первого курса в количестве 30 человек с целью изучения защитно-совладающего поведения. Наиболее часто используемыми механизмами психологической защиты студентов-первокурсников оказались: проекция, отрицание, гиперкомпенсация. Среди стратегий совладания выделились: принятие ответственности, дистанцирование, положительная переоценка [виноградова 2015].

Совладающее поведение помогает учащимся справиться со стрессовой, напряженной и фрустрирующей ситуацией экзаменационной аттестации. Однако решающее значение в процессе преодоления отводится роли именно личностных ресурсов. Среди личностных ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями в юношеском возрасте выделяют: оптимизм, поведенческую активность, перфекционизм, толерантность к неопределенности, саморегуляцию личности, тревожность (личностную и ситуационную).

Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Больше всего вызывает страх во время сессии неизвестность и невозможность повлиять на её исход. Состояние личности, характеризующее готовность действовать в условиях нехватки информации, отсутствия явных ориентиров и готовых шаблонов в психологии обозначается как толерантность к неопределенности. Толерантность к неопределенности – одно из условий психологического здоровья, адаптивности и гибкости; это способность выдерживать состояние неопределенности без дисфункционального повышения тревоги. Толерантность и интолерантность к неопределенности отражают разное отношение человека к условиям неопределенности. Первое – позитивное отношение (как к вызову со стороны условий, задающему новые возможности проявления себя), умение действовать и принимать решения при неполноте ориентировки в ситуации. Второе – негативное отношение, которое включает неустойчивость к неопределенности, восприятие условий неопределенности как угрозы, стремление все прояснять [корнилова, 2014].

Впервые понятия толерантность и интолерантность к неопределенности были предложены И. Френкель-Брунсвик, которая изучала субъективность восприятия человеком в условиях изменяющейся двусмысленной стимуляции. Она показала, что при формировании образа важную роль имеет этап принятия решения. Первоначально неопределенность понималась ею в качестве фактора, задающего эмоциональный фон изменениям в перцептивной переменной, определяемой изменениями в вероятностных характеристиках стимуляции. Позже она ввела термин интолерантность к неопределенности, который определила как «тенденцию человека приходить к решениям по типу «черное-белое», принимать поспешные решения, зачастую не учитывая реального положения дел, и стремиться к очевидному и безусловному принятию или отторжению в отношениях с другими людьми» [корнилова, 2010].

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и личностных особенностей субъекта деятельности исследовала Е.Г. Луковицкая. Полученные данные свидетельствуют о том, что лица с позитивным отношением к неопределенности имеют высокую самооценку и низкий показатель комплекса недостаточности. Такие люди более склонны идти на риск и испытывают минимальный уровень тревожности, они значимо выше оцениваются другими, воспринимают неопределенную ситуацию как стимулирующую и менее эмоционально насыщенную [луковицкая, 1998].

Толерантность к неопределенности влияет на выбор стратегии совладающего поведения. Данный аспект проблемы был рассмотрен И.Н. Леоновым. В ходе исследования были выявлены как общие особенности влияния толерантности к неопределенности на стратегии преодолевающего поведения, так и специфичные для юношей и девушек. и тем, и другим толерантность к неопределенности в трудных ситуациях позволяет действовать более уверенно и в меньшей степени избегать ситуаций, связанных с преодолением трудностей. При этом более толерантные к неопределенности девушки менее агрессивны в трудных ситуациях и менее склонны к осторожным действиям, а юноши демонстрируют большую готовность вступать в социальные отношения и искать поддержку среди своего окружения. На основе проведенного исследования выявлено, что увеличение толерантности к неопределенности ведёт к росту вероятности проявления ассертивных действий личности (активное, уверенное преодоление трудностей), снижению влияния стратегии «избегание-бегство», а также спаду агрессивных действий [леонов 2015,2018].

Студенческий возраст приходится на период расцвета личности – происходит формирование многих психических функций, развиваются интеллектуальные возможности. Приобретение самостоятельности, формирование собственных мировоззренческих позиций и ценностей, достижения в области интеллектуальных и творческих возможностей обуславливают стремление юношей и девушек к самореализации и самоутверждению в профессионально-учебной и межличностной сферах [биктина, дикарева, 2017]. Такое стремление к совершенству, или превосходству иначе определяется как перфекционизм.

Перфекционизм является сложным и неоднозначно интерпретируемым феноменом, под которым понимают предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации (М.Н. Холендер), наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им (Р. Фрост), завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян).

Первым, кто рассмотрел феномен перфекционизма с позиции типологии, был Д. Хомачек. Он предложил разделять перфекционизм на нормальный и невротический [хомачек, 1978]. Позже, данные понятия сменялись под толкованием разных авторов. В настоящее время типологизация перфекционизма делит его на позитивный (нормальный, адаптивный, здоровый) и негативный (невротический, дезадаптивный, патологический). Позитивный перфекционизм, отличается тем, что при нем человек ставит перед собой высокие цели и задачи, здраво оценивает свои ресурсы, обладает достаточной гибкостью и адаптивностью; негативный – связан со страхом неудачи, стремлением избежать ошибок, нереалистично высокими ожиданиями и жесткой самокритикой.

По мнению А.А. Золотаревой, одним из критериев перфекционизма выступают копинг-стратегии. Нормальный перфекционизм соотносится с использованием активных стратегий совладания, ему свойственна мобилизация копинг-ресурсов. Патологический перфекционизм характеризуется преобладанием избегающих стратегий совладания и сверхмобилизацией копинг-ресурсов [корзун, 2014].

С.А. Корзун указывал на то, что перфекционизм (как нормальный, так и патологический) может выступать своеобразным личностным ресурсом совладания с трудными жизненными ситуациями. Им было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи типов перфекционизма (нормального и патологического) с копинг-стилями. В нем приняли участие 91 студент 2 курса педагогического вуза. В ходе корреляционного анализа были выявлены тенденции связей между патологическим перфекционизмом и копингами, ориентированными на проявление эмоций и «социальное отвлечение» [корзун 2014].

Исследователями Н.Г. Гаранян, Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов проведено исследование, в ходе которого выяснялась вероятность возникновения избегающего поведения студентов с разным уровнем перфекционизма. В тестировании приняли участие 309 студентов-первокурсников технического московского вуза с высокой интенсивностью учебных нагрузок. Исследование проводилось перед первой экзаменационной сессией. На основании полученных данных выяснилось, что студенты с высоким уровнем перфекционизма более склонны к различным формам избегающего поведения, чем студенты с низким уровнем [гаранян, андрусенко, 2009].

Первые исследования проблемы перфекционизма по большей части включали клинические выборки, результатом чего явилось смещение теоретических представлений на негативистичное восприятие данного феномена и его рассмотрение в рамках патологического личностного развития. В последних исследовательских работах делаются попытки различения аспектов перфекционизма на базе возможных его последствий (как для самой личности-носителя, так и для ближайшего окружения), а также разделения его позитивных и негативных атрибутов, что, безусловно, является оппозицией «зауженной» концепции патологического, или «невротического» перфекционизма. Таким образом, новая эпистемология позволяет взглянуть на феномен перфекционизма как на многомерное, синдромное личностное образование.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: