Анализ психологических исследований по проблеме стрессоустойчивости

 

Проблему стрессоустойчивости изучали многие отечественные и зарубежные исследователи. К зарубежным авторам можно отнести: занимались Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р.С Лазарус, Л. Мерфи, Г.Селье, С. Фолькман, и др.А. Биллингс, Р.С. Кэслер, Р.С. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, П. Тойтс, С.Фолкман в своих зарубежных исследованиях проявляют особый интерес к специфике поведения личности в трудных жизненных обстоятельствах, которые могут возникать в процессе жизнедеятельности, и которые определяются как копинг-стретегии или копинг-поведение» [7]. Проблема стрессоустойчивости изучалась также и в отечественных исследованиях такими учеными как: В.А. Абабков, Л.М. Аболин, А.А.Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б.Зильберман, О.А. Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.В. Либин,А.В. Либина, А.Ю. Маленова, К.И. Погодаев, А.А. Реан, С.В.Субботин, Ю.В. Щербатых.В cовpeменной психологии существует огромное и многообразное количество определений понятий «стресс» и «стрессоустойчивость».

Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «нажим, давление, напряжение » [3, с. 12]. Психологический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у личности или животного под влиянием сильных воздействий » [20, с. 210].

Согласно Б.Г. Мещерякову и В.П. Зинченко, стресс – «состояние психического напряжения, возникающее у личности в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах » [2, с. 176].

Г.Селье в своих исследования первый дал расшифровку «стресса» как «независимость процесса адаптации от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных отклонений, обеспечивающих приспособление » [21, с. 103].

Для начала, понятие «стресс» может определяться как любые внешние стимулы или события, которые провоцируют у личности напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». С другой стороны, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. А также, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие » [21, с. 105].

Р. Лазарус в своих исследованиях был одним из первых, кто сделал попытку развести психологическое и физиологическое понимание стресса. В своей научной работе автор определил положение о разделении физиологического стресса, который связан с действительным раздражителем и психического стресса, где личность, в основе своего личного опыта и знаниях, воспринимает сложившуюся обстановку как трудную, несущую в себе угрозу » [10, с. 560].

Основной индивидуальной характерной чертой сущности стресса является адаптация или по-другому можно сказать – стрессоустойчивость. По мнению Ю.А. Александровского В.И. Лебедева — это барьер психической адаптации » [11, с. 114].

Стрессоустойчивость состоит из трех, связанных между собой компонентов » [9, с. 243]:

1) ощущение важности своего существования;

2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь;

3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.

В своем исследовании П.Б. Зильберман, дает свою характеристику стрессоустойчивости, что это «...интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое налаживает оптимальное успешное достижение цели деятельности в трудной эмотивной обстановке » [16, с. 113].

В.А. Плахтиенко и Н.И. Блудов рассматривают стрессоустойчивость, как свойство темперамента, которое позволяет фундаментально реализовывать главные задачи деятельности за счет рационального применения резервов эмоциональной, нервно-психической энергии » [8, с. 65].

А. Биллингс и Р. Моос отмечают, что копинг выражен устойчивыми качествами личности, позволяющими применять конкретные варианты ответа на стрессовой обстановке. Именно эти качества определяют выбор поведения личности в стрессовой обстановке. Они выделяют три способа преодоления стрессовой обстановке: оценка обстановке, вмешательство в обстановку, избегание » [7, с. 124].

Следует отметить, что копинг-стратегии являются механизмами психологической адаптации личности в условиях стресса, хотелось бы уделить этим явлениям особое внимание.

Существует мнение, что целесообразно перегруппировать копинг-стратегии непосредственно в стили, которые выражают эффективные и неэффективные механизмы совладания. Эффективные стили призваны справляться с проблемой, привлекая других или не привлекая. Неэффективные стили, прежде всего, связаны с применением непродуктивных копинг-стратегий. В научной литературе неэффективные стили называют «избегающим копингом».

Понятие копингов в психологии впервые ввели Р. Лазарус и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и личности. По истечению времени определение «копинг» стало включать в себя приёмы совладания не только с чрезмерными и превышающими ресурсы личности требованиями, но и с повседневными стрессовыми обстановками. Сущность понятия «копинг» при этом осталось тем же – это когнитивные и поведенческие усилия, которые используются личностью для того, чтобы справиться с требованиями в обстановках взаимодействия личности и среды » [10, с. 23].

На современном этапе существует многообразие дефиниций копинг- поведения. Но общепринято понимать, что копинг-поведение - это постоянно меняющиеся усилия личности (когнитивные и поведенческие), целью которых является управление различными внешними и внутренними требованиями, оценивающимися личностью как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как социальное поведение или осознанные адаптивные действия (когнитивные, аффективные, поведенческие), которые помогают личности минимизировать внутреннее напряжение и дискомфорт различными способами через осознание стратегий действий.

Со временем понятие «копинг-поведение» стало достаточно успешно применяться при характеристике поведения личности в решающие моменты жизни, а затем и при постоянных стрессогенных факторах и в реальной жизнедеятельности.

Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг- стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.

Согласно психологическому словарю «Копинг-стратегии» (от англ. tocopewith – справляться с чем-либо, совладать) - осознанно используемые личностью приемы совладания с трудными обстановками, состояниями и порождающими их условиями » [20, с. 159].

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологической науке относительно недавно и сам феномен совладания с трудностями является сложным, предлагаются разные классификации.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий по направлениям » [10, с. 25]:

¾  проблемно фокусированные стратегии (11 действий);

¾  эмоционально фокусированные стратегии (62действия).

Кроме рассмотренных нами классификаций, предлагающих такое разграничение копинг-стратегий как «работа непосредственно с проблемой» и «работа с самим отношением к проблеме», существуют классификации, в которых копинг-стратегии предложены и опираются на процессы, которые преобладают и являются основополагающими. Например, такие как, эмоциональные, поведенческие, когнитивные. В своем исследовании И.М.Никольская, Р.М. Грановская представляют сгруппированные копинг- стратегии, которые реализуются на таких уровнях как: поведение, осознание и работа с подавленным » [14, с. 178].

Вместе с имеющими классификациями рассмотрим классификации, направленные на какой-либо один процесс. В качестве примера можно привести исследование Е. Коплик, который предлагает рассматривать только когнитивные копинг-стратегии. И в русле этого представляет свою классификацию в основе, которой лежит две стратегии: это непосредственный поиск информации и избегание информации.

Э. Фрайденберг, Р. Льюис предлагают классификацию, все стратегии, которой характеризуются тремя категориями » [26]:

¾ обращение за помощью к другим – друзья, родители, знакомые;

¾ неэффективный копинг – применение разных стратегии для избегания трудных ситуаций, которые личность не способна решить;

¾   эффективный копинг – оптимистическое решение проблемы.

¾   Рассматривают уровни обобщенности преодоления стресса личностью:

¾  копинг действия,

¾  копинг-стратегии,

¾  копинг-стили,

¾  копинг-поведение.

Копинг действия зачастую собираются в копинг-стратегии, то есть, способы управления стрессогенным фактором, которые возникают как отклик личности на имеющую опасность или травмирующую обстановку.

Копинг – стратегии трасформируются в копинг-стили. Такие понятия как «копинг действия» и «копинг-стратегии» зачастую считаются одинаковыми. Личность пользуется с целью разрешения стресса и деяниями, и стратегиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: