Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики

Конспект урока истории

 Дата 23.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить общее и особенное в развитии стран Европы СЩА в первые послевоенные десятилетия.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет – ресурсы:

1.Конспект урока "Страны Запада в первые послевоенные десятилетия. США" https://videouroki.net/ Дата обращения 22.05.2020

2.Видеоурок "Страны Запада в первые послевоенные десятилетия. США" https://videouroki.net/ Дата обращения 22.05.2020

3.Вдеурок. "Страны Запада в первые послевоенные десятилетия. Западная Европа. Япония» https://videouroki.net/ Дата обращения 22.05.2020

 

 

Ход урока.

  Организационный этап
Мотивационный модуль.

 Формулируется тема урока.

 

  Цель нашего урока: определить общее и особенное в развитии стран Европы СЩА в первые послевоенные десятилетия.

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика.

 

Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики.

К государствам евроатлантической цивилизации относятся такие страны, как США, Великобритания и её «белые» доминионы (Канада, Австралия'), а также Франция. Военно-политическое сотрудничество этих стран после Второй мировой войны заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки «евроатлантизма» ещё более расширились.

В 1960-1970-е гг. в «евроатлантических» странах и Японии сложилось общество, которое в Западной Европе называли «обществом благосостояния», в США — «всеобщего благоденствия». Хотя в разных странах оно имело свои особенности, к числу общих его признаков относились: значительная степень социальной защищённости трудящихся, высокий уровень жизни большинства населения, эффективная экономика и т.д.

Основой «общества благосостояния» было стабильное, относительно бескризисное развитие экономики. Ряд государств — ФРГ, Италия, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Финляндия — продемонстрировали то, что было названо «экономическим чудом». Это — продолжавшийся свыше десятилетия стабильный экономический рост (около 5% в год), значительное повышение уровня жизни, почти полное решение проблем бедности и безработицы. Наиболее эффективным было японское «экономическое чудо». Страна восходящего солнца достигла самых высоких темпов развития за всю историю человечества — более 10% роста производства ВВП в год (в конце XX в. они были превзойдены Китаем).

После Второй мировой войны доступные капитализму рынки сократились. Это произошло, во-первых, из-за значительного уменьшения торговли с вошедшими в социалистический лагерь странами Восточной Европы; а во-вторых, из-за кризиса колониальной системы, нарушившего отлаженные механизмы торгового обмена между колониями и метрополиями. В этих сложных условиях рыночная экономика смогла не только выжить, но и достигла новых рубежей развития. В странах евроатлантической цивилизации были проведены реформы, качественно изменившие состояние общества. Они были связаны с возрастанием роли государства в экономике, приданием ей социально ориентированного характера.

Повышению роли государства в экономике содействовали две мировые войны, потребовавшие от их участников предельного напряжения сил. Повсеместно вводилось централизованное распределение стратегических ресурсов, продовольствия и рабочей силы. Послевоенное восстановление экономики также требовало государственного вмешательства. В частности, необходимо было создать рабочие места для миллионов демобилизованных военнослужащих, обеспечить конверсию — перевод промышленности на мирные рельсы, выпуск гражданской продукции. Кроме того, в военное время сокращались инвестиции в экономику, что приводило к моральному и физическому износу оборудования.

В большинстве государств, кроме США, частный бизнес был не способен решить проблемы, возникшие после Второй мировой войны. В Великобритании у власти в 1945-1950 гг. находилась лейбористская партия во главе с К. Эттли. Она провела в жизнь широкую программу национализаций с выплатой компенсации бывшим собственникам. К государству перешли угольная, металлургическая и газовая промышленность, транспорт, системы связи, за его счёт осуществлялась их модернизация.

Такие же меры, даже в более широких масштабах, осуществлялись во Франции. Благодаря деятельности коалиционных правительств, в которых большую роль играли социалисты и коммунисты, за период 1954-1958 гг. в собственности государства оказалась почти вся угольная и газовая промышленность, 80% авиационной и 40% автомобильной. Всего же государству принадлежало около трети всего национального имущества. В итоге модернизации национализированных отраслей был обеспечен почти двукратный рост объёма выпуска промышленной продукции. Впоследствии государство помогло частным фирмам укрепить свою конкурентоспособность, что позволило создать «открытую экономику», отменить протекционистские меры. Затем, также при участии государства, стали создаваться крупные корпорации, способные действовать уже в масштабах интегрирующейся Европы.

В Италии в сложных послевоенных условиях государство взяло на себя защиту предприятий и банков от банкротств. Ведущую роль в экономике страны играла государственная корпорация ИРИ, сохранившаяся со времён Муссолини. Стоявшая у власти партия христианских демократов с 1950-х гг. разрабатывала среднесрочные общенациональные программы экономического развития и преодоления отсталости южных районов страны. В начале 1960-х гг. в собственность государства перешла электротехническая промышленность.

Итогом преобразований стало формирование в большинстве западноевропейских стран смешанной экономики. Частная собственность сохранялась, но многие банки и предприятия ведущих отраслей перешли в собственность государства и управлялись им на плановой основе. Система планирования отличалась от принятой в странах социализма. В СССР и Восточной Европе планы носили директивный характер (т. е. считались законом, обязательным к исполнению) и разрабатывались для всей экономики, охватывая все основные показатели её развития. В странах Запада планы были индикативными, то есть дающими лишь общие, приблизительные ориентиры развития с учётом возможных колебаний спроса и предложения. Они не были обязательными для частных крупных корпораций, среднего и малого бизнеса, действующих согласно принципам рынка. В то же время государство, используя рычаги налоговой политики, распределяя заказы, меняя проценты получения доходов по банковским вкладам (ставки учётного процента), влияло на частный сектор. Его побуждали снижать или увеличивать темпы прироста производства в зависимости от состояния рынка.

Складывающуюся в странах Запада систему смешанной экономики называли по-разному. Советские исследователи — государственно-монополистическим капитализмом. Один из ведущих американских экономистов Дж. Гэлбрейт — «новым индустриальным обществом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: