- Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что чувствуешь, читая их?
- Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, весёлая, танго, марш?
- Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
- Какие это строки: весёлые, грустные, задорные, бравурные, стихи - раздумье, размышление? Каким настроением они написаны?
- Какое настроение природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?
- Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состояния покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?
- Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
- Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?
- О чём, по-твоему, мог думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, писавший эти строки?
- Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?
- Знакомо ли тебе состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
- Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их ещё раз в чтении взрослых или друзей?
|
|
Чтение научно-познавательной литературы.
Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи.
Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.
Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.
Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.
В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию.
На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:
- возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или диафильма, экскурсия.
|
|
Первичное чтение научно-познавательной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
На этапе анализа научно-познавательной статьи используются такие приемы работы:
- деление текста на части;
- чтение по частям;
- выделение основной мысли в каждой части;
- рассматривание доказательства;
- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
- формулировка вывода, решение проблемы.
Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.
МУХА. Познавательная сказка о насекомых.