С какими трудностями столкнулось проведение политики В. Путина?
Новому президенту, новому правительству и Федеральному Собранию досталось сложное наследство. Перед ними встал ряд проблем в следующих сферах:
• экономической — внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности;
• финансовой — незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
• федеративных отношений — этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей;
• административно-управленческой влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция;
• социальной — низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад.
Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение его второго президентства. (В марте 2004 г. он был избран президентом на второй срок.) Прежде всего необходимо было укрепить центральную власть, противостоять разрушительным центробежным тенденциям, а также политическому давлению сколотивших огромные состояния в 1990-е гг. денежных олигархов. Был предпринят ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относились: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нём стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
|
|
Каковы причины роста экономики России в 1999–2008 гг.?
17 августа 1998 года Сергей Кириенко объявил «комплекс мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», означавших девальвацию рубля и дефолт. А в сентябре 1998 года к власти пришла команда правительства Примакова-Маслюкова-Геращенко, которая вместо спасения банков направила деньги в реальную экономику.
В этот период времени низкий курс рубля, улучшающаяся внешнеэкономическая конъюнктура, низкие издержки на оплату труда, транспорт, энергию позволили российским предприятиям (прежде всего, экспортно- ориентированных отраслей экономики) существенно нарастить объемы производства.
Списание долгов предприятий и их обесценение привело к расчистке искусственных препятствий для роста (исчезли «неплатежи» и прочее).
Резкое удорожание импорта в результате девальвации рубля в 1998 г. привело к существенному увеличению выпуска продукции отраслей, ориентированных на внутренний спрос (пищевая промышленность).
|
|
Постепенное повышение цен на экспортную нефть с исключительно низкого уровня 1998 года до «нормальных» 20 долларов периода.
2003–2005 гг.: постепенное расширение внутреннего рынка. В 2003–2005 гг. помимо существенного увеличения объемов экспорта (как за счет роста физических объемов, так и за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на энергоносители), важным фактором экономического развития становится рост внутреннего спроса. Рост не был в сущности «восстановительным», поскольку восстанавливались лишь объемы ВВП (промышленность так и не достигла уровня 80-х гг.) при совершенно иной структуре экономики. Значительная часть экономики, особенно машиностроение и наука так и не смогли подойти к прежнему состоянию. К концу данного периода уже начинают проявляться основные ограничения в дальнейшем развитии экономики – прежде всего, неразвитость финансовой инфраструктуры, снижение конкурентоспособности обрабатывающего сектора российской экономики и т.д В 2006–2008 гг. происходит существенное ускорение темпов роста инвестиций в инфраструктуру, обрабатывающий сектор, что связано с необходимостью обновления существующих и строительства новых производственных мощностей.
В чем заключаются основные достижения политики президента Д. Медведева?
Главные достижения Д.Медведева:
· перезагрузка отношений с США, которая завершила этап охлаждения между двумя странами;
· прорыв во взаимоотношениях с Польшей;
· экономический кризис и успешный выход из него России;
· снизилась смертность населения;
· принята программа материального стимулирования рождаемости – материнский капитал.
· впервые с 1991 года зафиксирован прирост населения;
· снизились цифры миграции из России (всего 33,6 тыс. человек за год);
· снизилось число заболеваний опасными болезнями (туберкулез – на 10%, сифилис – на треть, гепатитом В – в три раза, гепатитом С – вдвое);
· средняя зарплата увеличилась с 17,2 тыс. до 21,1 тыс. руб.;
· число бедных, несмотря на кризис, сократилось до 18,1%;
· ВВП страны в 2011 году достигнет 50 трлн. руб.;
· Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию;
· реализуется проект превращения рубля в сильный международный расчетный инструмент (создается Международный финансовый центр, принят Закон «О национальной платежной системе», введена российская юрисдикция для операционных и расчетных сервисов платежных систем, подготовлен закон о депозитарии);
· уровень безработицы в РФ сегодня меньше, чем в предкризисный 2007 год (6,1%, около 4 млн. человек);
· достигнуты соглашения о безвизовых перемещениях с Абхазией, Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Гайаной, Израилем, Колумбией, Македонией, Никарагуа, Перу, Гонконгом, Сербией, Турцией, Уругваем, Черногорией, Чили и Южной Осетией;
· приняты поправки в УК РФ, направленные на гуманизацию российской пенитенциарной системы и декриминализацию мелких преступлений;
· Россия вошла в десятку мировых лидеров по финансированию Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) 1% от ВВП;
· по доле в бюджете расходы в науку выросли в полтора раза;
Какие действия предпринимал президент Д. Медведев при проведении своей политики?
31 августа 2008 г. Д. Медведев огласил «5 позиций» внешней политик России:
1. Первенство основополагающих принципов международного права.
2. Неприятие однополярного мира и строительство многополярности.
3. Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.
4. Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они не находились».
|
|
5. Защита интересов России в «дружественных ей регионах».
Внутренняя политика при Д. Медведеве:
В сентябре 2008 года правительством Д. Медведева было принято решение о реформе Вооруженных сил России. Была спланирована корректировка трехлетнего бюджета, предусмотрено значительное увеличение военных расходов: рост финансирования расходов на оборону в 2009 г. стал самым значительным в новейшей истории России — почти 27%.
Одним из «параметров» формирования новых Вооруженных Сил РФ по концепции, утверждённой Президентом Дмитрием Медведевым 15 сентября 2008 г. на период до 2012 г., должно быть создание Сил быстрого реагирования.