Натюрморт из гипсовых геометрических тел

Методическая тема самообразования

 

«Методические рекомендации

К работе над натюрмортом»

Преподаватель: Кириллова Гульнара Темирхановна

 

ТИХВИН

 2019 год

Цель:

Выявить последовательность работ над натюрмортом в технике акварельной живописи

Задачи:

1. Изучить механизм композиционного поиска при работе с натурой

2. Выделить главные технические приёмы акварели

3. Рассмотреть последовательность работы над учебным натюрмортом

 

План

1. Компоновка натюрморта

2. Живопись натюрморта

3. Натюрморт из гипсовых геометрических тел

4. Натюрморт из предметов быта

5. Натюрморт из предметов быта в цвете

 

Компоновка натюрморта

 

Прежде чем приступить к выполнению длительного задания, обучающимся проводится подготовительная работа - с натуры выполняются наброски (форэскизы) карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.

В учебной натюрмортной постановке, организованной с дидактической целью, рисующему предлагается выполнить несколько задач: передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натуры в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы – её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету – рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное и цветовое решение.

Сюжетный центр выбирается с таким расчётом, чтобы притягивать к себе всё остальное, выполняя функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета и т.д., но не вырываться из целостности изображения натюрморта.

Итак, рекомендуется начать не с выбора формата, а с изображения целой группы самоподчинённых предметов. После того, как в первых набросках, будет прослежена их взаимосвязь, определяется формат.

Далее стоит вопрос, непосредственно связанный с закономерностями равновесия композиции. Композиционный центр в большинстве случаев совпадает с композиционным центром. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического центра даёт изображению ход и глубину пространства.

При смещении композиционного центра в ту или иную сторону, равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, которые имеют соответственную шкалу цветовых и тоновых контрастов.

Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной композиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.

Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

Выразительность неразрывно связана с проявлением законов контрастов. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому следует проанализировать контрасты в натюрмортной постановке и перевести их на язык эскизного изображения.

Изображая натюрморт, всегда надо помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной целостности картины.

 

Живопись натюрморта

 

Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения.

Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей независимости она позволяет применять различные приёмы – вливать один мазок в другой, делать широкие замыслы больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Не стоит наслаивать большое количество краски, надо стараться выполнить этюд в два-три слоя. Так как утеря прозрачности, ведёт к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность.

Учебные занятия по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения зависит от того, насколько удалось в натюрморте передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.

При последовательном выполнении работы следует всегда видеть цель  и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это позволит добиться нужного цветового тона, продуманно делая первоначальные прокладки, с таким расчётом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

Живопись акварелью построена на следующем техническом приёме - сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не занятыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами.

Очень интересные результаты даёт техника акварели «по сырому». Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов.

В процессе работы важно поддерживать бумагу во влажном состоянии, так как данная техника не терпит сухих резких мазков, отличающихся от основного цветового поля.

 

Натюрморт из гипсовых геометрических тел

 

Натюрморт выполняется в технике «гризайль». В акварели работа выполняется одной краской – чёрной или синей. Цель задания – одним цветом передать светотеневую характеристику объёмных тел, различных по своей конструкции (куба, шара, цилиндра, пирамиды и т.д.). Из перечисленных тел надо составить группу и осветить её контрастным светом. Фон составляет нейтральная серая драпировка. Это задание – своеобразный переход от рисунка к живописи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: