Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
СДВГ - неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство.
Отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями:невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.
По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой,трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ,следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%;за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.
|
|
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия (нарушения чтения и письма), для 61% детей — признаки дискалькулии (нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5— 1,7 года. Главная трудность- неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка взрослыми.
Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
ü изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
ü работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
|
|
ü оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
ü измените режим урока с включением физкультминуток;
ü разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
ü предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
ü направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2.Создание положительной мотивации на успех:
ü введите знаковую систему оценивания;
ü старайтесь не использовать красную пасту в тетрадях, желательно зеленым цветом выделять правильно выполненные задания, используйте простой карандаш в исправлении и замечаниях, где ребенок допустил ошибки, это создаст положительную мотивацию в учебной деятельности;
ü когда идет интенсивная коррекционная работа по СДВГ, не рекомендуется использовать красный цвет при написании замечаний в дневнике и тетрадях ребенка; договоритесь с родителями о своих способах передачи информации по устранению ошибок и коррекции поведения, о которых будет знать только родитель, таким образом мы получим долговременный устойчивый интерес и мотивацию к учебной деятельности, формирование позиции успеха;
ü чаще хвалите ребенка;
ü расписание уроков должно быть постоянным;
ü избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
ü вводите проблемное обучение;
ü используйте на уроке элементы игры и соревнования:
ü давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
ü большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое;
ü создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать своисильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
ü научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
ü игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
ü стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
ü помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3.Коррекция негативных форм поведения:
ü способствуйте уменьшению агрессии;
ü обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
ü регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4.Регулирование ожиданий:
ü объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
ü объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Важно знать, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. А. Л. Сиротюк приводит в пример эксперимент педагогов начальной школы в Канаде.Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
|
|