Методика изучения рационального использования и мониторинг растительного и животного мира, ландшафтов

Группа Экологические основы природопользования

Июня

 

1. Тема: Практическая работа №2 Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов.

Задание: Письменно в тетради.

                                                Практическая работа №2

Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов

                                               

Цель: проанализировать ресурсообеспеченность стран и регионов мира минеральными и земельными ресурсами согласно статистическим данным.

Оборудование: таблицы, презентация, учебники и тетради для выполнения практических работ.

Ход работы:

Теоретическая часть.

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными ви­дами ресурсов составляет от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недо­статочной, достаточной или высокой.

Оценка ресурсообеспеченности дается путем сравнения со сред­немировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 402 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизи­тельно 90 лет, что в два раза выше среднемирового показа млрд т/3,1 млрд т) = 44 года. Следовательно, уровень обеспе­ченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Поскольку, с одной стороны, могут возрасти объемы ежегодной добычи полезных ископаемых или использование природных ре­сурсов, а с другой — могут быть открыты новые месторождения ископаемых или восстановлены запасы природных ресурсов, пока­затель ресурсообеспеченности — величина приблизительная.

Рассчитать ресурсообеспеченность можно двумя способами:

Практическая часть.

1. Используя данные, приведенные в табл. 1, рассчи­тайте первым из предложенных способов ресурсообеспеченность двух стран отдельными видами минеральных ресурсов (полезных иско­паемых). Полученные результаты занесите в табл. 1 (по образцу). Работа выполняется по вариантам, в каждом из которых сравниваются две стра­ны разных регионов мира.

 

 

                                                2. Постройте столбчатые диаграммы ресурсообеспеченности срав­ниваемых стран нефтью, газом, углем и железной рудой. Опреде­лите уровень ресурсообеспеченности (высокий, достаточный, недо­статочный) и отразите его на диаграммах соответствующей штриховкой

 

 

 

3. Назовите регионы мира, имеющие: самый высокий, самый низкий уровни ресурсообеспеченности нефтью.

4. Используя данные табл. 2, рассчитайте вторым из предложен­ных способов обеспеченность двух стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты отра­зите в табл. 2 (по образцу).

5.В выводе сравните обеспеченность минеральными и земельными ресурсами и определите факторы от которых она зависит.

2. Тема: Практическая работа №3 Методика изучения рационального использования и мониторинг растительного и животного мира, ландшафтов.

Задание: Письменно в тетради.

                                                                                 Практическая работа №3

Методика изучения рационального использования и мониторинг растительного и животного мира, ландшафтов.

Цель: научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Оборудование: экологические карты, презентация, учебники и тетради для выполнения практических работ.

                                                Ход работы:

1. Теоретическая часть

Сопоставление потенциального запаса ресурса и реальной интенсивности его потребления позволяет определить объективные проблемы развития соответствующей отрасли природопользования и в наиболее общем виде характеризовать уровень воздействия на природу. Регионы с большими запасами и низкой интенсивностью хозяйственного использования ресурсов отличаются неэффективностью природопользования при общей угрозе природе. Интенсивное использование бедных ресурсов обычно характеризуется истощением ресурсной базы. Соответственно соотношение запасов ресурсов и их использование отражает сбалансированность системы природопользования.

Площадь доступных для эксплуатации спелых и перестойных лесов оценивается в 156,2 млн. га – 44,5% покрытой площади лесом. Основные запасы древесины находятся в малонаселенных территориях, а области с наибольшей численностью населения располагаются в основном в лесодефицитных районах. В тех регионах, где леса выполняют защитные функции, затруднены рубки или имеется сочетание этих условий наблюдается некоторое превышение лесного потенциала над сложившимся уровнем использования. Если величина удельного изъятия древесины превышает норму, то дисбаланс имеет тяжелые экологические последствия.

Исходные показатели переведены в ранговые 100-бальные шкалы: все оттенки зеленого цвета соответствуют низким показателям, все оттенки коричневого – высоким показателям.

Практическая часть.

 

 

 
 
 

Задание 1.

Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

Обеспеченность ресурсами Регионы Баллы
1. Наиболее обеспечены      
2. Наименее обеспечены      

 

                  

 

 

                                                      Задание 2.

                                                      Задание 2.

Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов. Результаты оформите в виде таблицы.

Интенсивность использования ресурсов Регионы Баллы
1. Наибольшая интенсивность      
2. Наименьшая интенсивность    

 

 

 

Задание 3.

Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.

3. Тема: Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

Задание: Ответить на вопросы после лекции. Используйте ИР

                                               Лекция

                                       Ответить на вопросы

Задание 1:запишите определение термина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: