Постановка рук на баяне и аккордеоне

Посадка исполнителя и установка инструмента

Очередным шагом по приобщению начинающего музыканта к искусству может стать непосредственное знакомство с инструментом. Из резерв­ного фонда, имеющегося в школе, выбирается баян или аккордеон, который подходит по росту и физическим данным ученика (а также стул или подставка для ног), производится регулировка плечевых и левого рабочего ремней. Установка инструмента и подгонка ремней – процесс довольно сложный и длительный, особенно в начальных клас­сах музыкальной школы, что объясняется прежде всего нестабильностью физиче­ских параметров учащихся и вынужденными сменами инструментов (классных и домашних). Основные критерии посадки:

· Стул должен быть по высоте голени

· Сидеть желательно на половине стула

· Спину держать ровной и свободной

· Ноги ставить на ширину плеч

Проблема исполнительской посадки и установки инструмента решается индивидуально с каждым учеником на основе анализа соответствующих физиче­ских параметров (строения и пропорций рук, ног, корпуса и др.). Впрочем, на­званные антропометрические особенности молодого музыканта должны соотно­ситься с рядом общих критериев, что является необходимым условием успешно­го овладения исполнительскими навыками:

1. Производя установку инструмента, следует стремиться к такому поло­жению, при котором нижняя часть меха лежит всей своей плоскостью (или боль­шей ее частью) на левом бедре, а гриф упирается в правое бедро. Исполнитель сидит свободно, с небольшим наклоном к инструменту, плечи опущены. Центр тяжести инструмента находится на левом бедре исполнителя и постоянно кон­тролируется вовремя разжима и сжима. Нельзя допускать как зависания левого полукорпуса инструмента при разжиме, так и подъема указанного полукорпуса при сжиме. Осуществляя разжим, исполнитель должен постоянно корректировать положение центра тяжести инструмента на левом бедре, – тогда последующий сжим не будет сопровождаться поднятием левого полукорпуса. В противном случае к разнооб­разным функциям левой руки прибавляются вынужденные дополнительные уси­лия, связанные с поддерживанием веса левого полукорпуса. Но главный недоста­ток такой постановки заключается в том, что исполнитель, тяготеющий к упомя­нутой манере игры, лишается возможности тонкого дифференцированного воз­действия меха на звукообразование. Амплитуда же изменений тембровых, штри­ховых и громкостно-динамических параметров в процессе интонирования оказы­вается весьма ограниченной.

Неправильной считается и такая установка, при которой учащийся наклоняет инструмент на себя и для сохранения надлежащего контакта вынужден поднимать пятки, как бы «становясь на цыпочки». При этом возникает излишнее напряжение в ногах и корпусе исполнителя, что в конечном итоге влечет за собой закрепощение всего технического аппарата.

Зачастую отмеченные дефекты формируются в период начального обучения, будучи следствием вредной привычки учащегося смотреть (заглядывать) на клавиатуру. Расположение инструмента под утлом приводит к потере устойчивости, утрате опоры для нижней площади инструмента, провоцируя дополнительные усилия рук с целью его удержания. Поэтому одним из безусловных требований к профессиональной подготовке баяниста и аккордеониста является отказ от зрительного контроля пальцевых действий на клавиатуре в пользу мысленных представлений и необходимого мышечного тренинга.

2. Следует признать оптимальным положение инструмента, позволяющее в полной мере использовать амплитуду двигательных действий правой руки исполнителя, с тем чтобы в перемещениях по клавиатуре и воздействиях на клавиши участвовали все отделы руки: плечо, предплечье, кисть, пальцы. Излишнее смещение инструмента вправо ограничивает функциональный диапазон правой руки только пальцевыми движениями. В то же время неоправданное смещение инструмента влево препятствует свободному управлению мехом (особенно разжимным движениям).

3. Исходя из предыдущих рекомендаций, осуществляется и подгонка плечевых ремней. При этом, с одной стороны, не следует чрезмерно прижимать инструмент к груди, а с другой – излишне отпускать ремни. Так обеспечиваются надлежащие условия для ориентирования правой руки на клавиатуре (правый полукорпус инструмента не должен раскачиваться и менять свое положение при смене меха, плечи – подниматься, и т. п.). При использовании (обычно из-за покатости плеч)  дополнительного ремешка, соединяющего на спине плечевые ремни, желательно осуществлять постоянный контроль за сохранением подвижности правой руки.

Постановка  рук на баяне и аккордеоне

Игра на баяне, аккордеоне и гармони предполагает большой ком­плекс разнообразных игровых движений, форми­рующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не от­рицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка:

1. Динамичной. (Разнообразие и свобода движе­ний должны быть столь же естественны, как и са­ма музыка.)

2. Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотноше­ние между всей рукой. Мера участия плеча, пред­плечья, кисти и пальцев зависит от темпа, факту­ры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств аппарата исполнителя, стиля его игры и темперамента.)

3. Удобной. (Кисть и пальцы исполнителя не­сут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.)

4. Естественной (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они бо­лее работоспособны и выносливы.)

5. Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и сред­няя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невоз­можно.)

6. Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топогра­фию клавиатур.)

При неправильной установке инструмента выполнить все пере­численное невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: