Посадка исполнителя и установка инструмента
Очередным шагом по приобщению начинающего музыканта к искусству может стать непосредственное знакомство с инструментом. Из резервного фонда, имеющегося в школе, выбирается баян или аккордеон, который подходит по росту и физическим данным ученика (а также стул или подставка для ног), производится регулировка плечевых и левого рабочего ремней. Установка инструмента и подгонка ремней – процесс довольно сложный и длительный, особенно в начальных классах музыкальной школы, что объясняется прежде всего нестабильностью физических параметров учащихся и вынужденными сменами инструментов (классных и домашних). Основные критерии посадки:
· Стул должен быть по высоте голени
· Сидеть желательно на половине стула
· Спину держать ровной и свободной
· Ноги ставить на ширину плеч
Проблема исполнительской посадки и установки инструмента решается индивидуально с каждым учеником на основе анализа соответствующих физических параметров (строения и пропорций рук, ног, корпуса и др.). Впрочем, названные антропометрические особенности молодого музыканта должны соотноситься с рядом общих критериев, что является необходимым условием успешного овладения исполнительскими навыками:
|
|
1. Производя установку инструмента, следует стремиться к такому положению, при котором нижняя часть меха лежит всей своей плоскостью (или большей ее частью) на левом бедре, а гриф упирается в правое бедро. Исполнитель сидит свободно, с небольшим наклоном к инструменту, плечи опущены. Центр тяжести инструмента находится на левом бедре исполнителя и постоянно контролируется вовремя разжима и сжима. Нельзя допускать как зависания левого полукорпуса инструмента при разжиме, так и подъема указанного полукорпуса при сжиме. Осуществляя разжим, исполнитель должен постоянно корректировать положение центра тяжести инструмента на левом бедре, – тогда последующий сжим не будет сопровождаться поднятием левого полукорпуса. В противном случае к разнообразным функциям левой руки прибавляются вынужденные дополнительные усилия, связанные с поддерживанием веса левого полукорпуса. Но главный недостаток такой постановки заключается в том, что исполнитель, тяготеющий к упомянутой манере игры, лишается возможности тонкого дифференцированного воздействия меха на звукообразование. Амплитуда же изменений тембровых, штриховых и громкостно-динамических параметров в процессе интонирования оказывается весьма ограниченной.
Неправильной считается и такая установка, при которой учащийся наклоняет инструмент на себя и для сохранения надлежащего контакта вынужден поднимать пятки, как бы «становясь на цыпочки». При этом возникает излишнее напряжение в ногах и корпусе исполнителя, что в конечном итоге влечет за собой закрепощение всего технического аппарата.
|
|
Зачастую отмеченные дефекты формируются в период начального обучения, будучи следствием вредной привычки учащегося смотреть (заглядывать) на клавиатуру. Расположение инструмента под утлом приводит к потере устойчивости, утрате опоры для нижней площади инструмента, провоцируя дополнительные усилия рук с целью его удержания. Поэтому одним из безусловных требований к профессиональной подготовке баяниста и аккордеониста является отказ от зрительного контроля пальцевых действий на клавиатуре в пользу мысленных представлений и необходимого мышечного тренинга.
2. Следует признать оптимальным положение инструмента, позволяющее в полной мере использовать амплитуду двигательных действий правой руки исполнителя, с тем чтобы в перемещениях по клавиатуре и воздействиях на клавиши участвовали все отделы руки: плечо, предплечье, кисть, пальцы. Излишнее смещение инструмента вправо ограничивает функциональный диапазон правой руки только пальцевыми движениями. В то же время неоправданное смещение инструмента влево препятствует свободному управлению мехом (особенно разжимным движениям).
3. Исходя из предыдущих рекомендаций, осуществляется и подгонка плечевых ремней. При этом, с одной стороны, не следует чрезмерно прижимать инструмент к груди, а с другой – излишне отпускать ремни. Так обеспечиваются надлежащие условия для ориентирования правой руки на клавиатуре (правый полукорпус инструмента не должен раскачиваться и менять свое положение при смене меха, плечи – подниматься, и т. п.). При использовании (обычно из-за покатости плеч) дополнительного ремешка, соединяющего на спине плечевые ремни, желательно осуществлять постоянный контроль за сохранением подвижности правой руки.
Постановка рук на баяне и аккордеоне
Игра на баяне, аккордеоне и гармони предполагает большой комплекс разнообразных игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка:
1. Динамичной. (Разнообразие и свобода движений должны быть столь же естественны, как и сама музыка.)
2. Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотношение между всей рукой. Мера участия плеча, предплечья, кисти и пальцев зависит от темпа, фактуры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств аппарата исполнителя, стиля его игры и темперамента.)
3. Удобной. (Кисть и пальцы исполнителя несут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.)
4. Естественной (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они более работоспособны и выносливы.)
5. Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и средняя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невозможно.)
6. Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топографию клавиатур.)
При неправильной установке инструмента выполнить все перечисленное невозможно.