Методические рекомендации по подготовке и проведению зачета

Положения, касающиеся регламентации порядка проведения итоговых аттестаций, сосредоточены в нескольких нормативно-правовых актах, в том числе в Федеральном законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.; Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.; Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993; Положении об экстернате в государственном и муниципальном высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033; Государственном образовательном стандарте, утвержденном приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №486 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».

При этом следует отметить, что в означенных и ряде других нормативно-правовых актах подробного изложения требований к проведению итоговых аттестаций нет.

Можно говорить лишь о закреплении основных начал, которые определяют параметры поведения преподавателя при проведении аттестации, а выбор конкретного способа аттестации предоставлен самому преподавателю.

К такого рода положениям следует отнести:

· Закрепление автономии университетов, в рамках которой вузам предоставлена возможность выбирать формы, методы и средства обучения для создания необходимых условий студентам по освоению профессиональных образовательных программ.

· Право разрабатывать и утверждать учебные планы, в том числе с учетом уровня профессиональной подготовки и способностей студентов.

При этом разработанные учебные планы должны соответствовать государственным образовательным стандартам, призванным обеспечить качество высшего образования и единое образовательное пространство, поскольку они содержат критерии объективной оценки деятельности образовательного учреждения по реализации программ высшего и послевузовского профессионального образования.

· Закрепление многообразия форм обучения и их равенства, свободы выбора форм обучения студентами.

Контрольные мероприятия включают текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется во время проведения практических и семинарских занятий и преследует цель проверки уровня подготовленности студента к выполнению конкретной работы. Форма проведения текущего контроля во время учебных занятий и система оценки уровня знаний определяются соответствующей кафедрой.

Итоговый контроль проводится с целью оценки результатов обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или на отдельных его завершенных этапах.

Высшее учебное заведение может использовать модульную и прочие формы итогового контроля по истечении логически завершенной части лекционных и практических занятий по определенной дисциплине и их результаты учитывать при выставлении итоговой оценки.

В зависимости от успеваемости студента в течение семестра по контролируемой дисциплине может быть предусмотрена возможность (по усмотрению преподавателя) автоматической сдачи зачета. Условия получения «автомата» оговариваются преподавателем на первом занятии по данному предмету. В данном случае возможность получения автоматического зачета определяется посещаемостью (не более трех пропусков в течение семестра), активным участием в семинарах и коллоквиумах, т.е. не менее трех выступлений, оценённых положительно, включая один доклад.

Преподавателю необходимо в ходе проведение зачета стараться не допускать списывания, взаимной консультации студентов. Принимая зачет в устной форме, педагог должен следовать следующим принципам: доброжелательное отношение, не прерывать ответ студента, задавать соразмерное число дополнительных вопросов. Дополнительные вопросы не должны носить провокационный характер.

Преподаватель должен знать педагогические приемы, используемые при принятии зачета:

· добровольное начало зачета (например, студенты входят по желанию);

· вопросы должны задаваться только после непосредственного ответа по билету;

· если студент отвечает не по вопросу, следует попросить перейти к другому;

· оценку вначале ставить в ведомость, а затем в зачетную книжку.

Результаты сдачи зачетов оцениваются по двухбалльной («зачтено», «не зачтено») и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку. В случае неявки студента на зачет в экзаменационной ведомости графа оценок заполняется как «не явился». Если студент пропустил много занятий, то преподаватель в ведомости пишет «не допущен».

Повторная сдача зачетов допускается не больше двух раз по каждой дисциплине: один раз преподавателю, второй – комиссии, которая создается деканом факультета. Студенты, которые не явились на зачет без уважительных причин, считаются получившими неудовлетворительную оценку. Студенты, которые получили во время сессии больше двух неудовлетворительных оценок, отчисляются из высшего учебного заведения.

Конкретизируя приведенные положения можно сформулировать ряд методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации у студентов.

О порядке и форме проведения итоговой аттестации, объеме материала, который студент должен усвоить по изучаемой дисциплине, преподаватель должен проинформировать заранее, в начале семестра. Эти требования и перечень вопросов излагаются в рабочей программе.

Шкала оценивания текущей и промежуточной аттестации студента

Уровни формирования компетенции Оценка для зачета
· высокий · достаточный · базовый зачтено
Компетенция не сформирована не зачтено

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: