II Повседневная жизнь русских в записках иностранцев.
Жилые городские дома (за исключением принадлежащих большим боярам и богатейшим из купцов и немцев, которые на дворах своих имеют каменные палаты) все построены из дерева, из положенных друг на друга (на концах крестообразно) сосновых и еловых балок. Крыши на домах делаются из теса, поверх которого настилается березовая кора (береста), а иногда и дерн, от чего бывают частые большие пожары, так что не проходит не только месяца, но даже недели, чтобы не сгорело несколько домов, а иногда, при сильном ветре, и целых улиц (Олеарий, с. 107).
Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между бревнами кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах) для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы, как в Шотландии. Деревянная постройка для русских, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого соснового леса, который больше дает тепла. Провидение наградило их лесами в таком изобилии, что можно выстроить порядочный дом рублей за двадцать, или за тридцать, или немного более, даже там, где мало леса. Неудобны же деревянные строения особенно тем, что подвергаются опасности сгореть; пожары там случаются очень часто и бывают очень страшны по причине сухости и смолы, заключающейся в дереве, которое, раз загоревшись, пылает подобно факелу, так что трудно бывает потушить огонь, пока все не сгорит (Флетчер, с. 118—119). Дома в Московии мало украшают и мало обращают на них внимания; воздвигая их, не прибегают к разного рода ухищрениям и отделкам. Но пренебрегая каменными домами, они совершенно справедливо полагают, что гораздо здоровее по причине сильных и постоянных холодов, запираться, подобно татарам и китайцам, в деревянные. Простой народ выводит дома лишь в один ярус, остальные же выше двух. Многие дома даже среди города, не имея дымовых труб выпускают дым через крайне узкие окна и не заключают в своих стенах ничего другого, кроме печи для варки пищи, стола со скамьями и небольшой иконы какого-нибудь святого. Бояре живут также очень тесно и в деревянных тоже, по большей части, домах, а рабы укрываются в маленьких, расположенных на том же дворе, вокруг дома их господина, домиках, кои в других странах были бы сочтены за свиные хлевы. У ворот они воздвигают небольшие деревянные башенки, где рабы (холопы) обыкновенно держат стражу и извещают о каждом часе ночи ударами дубины по бревнам. Богатые люди присоединяют к городским домам своим садики, засаженные пахучими растениями, и бани, в которых они чуть не ежедневно моются и сильно потеют, причем хлещут себя березовыми вениками. Такого же рода бани существуют и общественные, назначенные для пользования тому и другому полу, где за небольшую плату их владельцу народ моется, по крайней мере, два раза в неделю, и откуда люди часто из сильнейшего жара выбегают на реку или на снег для охлаждения без всякого вреда для их голого тела. Ворота, ведущие во двор около дома, они строят высокими и широкими, дабы хоть этим выказать свое великолепие. Крыши деревянные или соломенные, промазанные глиною (Рейтенфельс, с. 153).
|
|
|
|
Дом для нашего помещения отведен был довольно просторный и каменный, а это редкость в Москве, потому что большинство московитян живет в деревянных. Только несколько лет назад многие из них стали строить себе дома из кирпича, либо из тщеславия, либо для того, чтобы безопаснее жить в них от частых пожаров, вместе с тем строят себе спальни из сосновых бревен, а для связи их прошивают мхом, говоря, что известка всегда имеет вредное свойство для здоровья, что и правда. Тамошние зимние холода имеют такую пронзительную силу, что пробираются сквозь самые толстые каменные стены, вместе с сыростью и, замораживая ее, покрывают снеговой корой: это видал я много раз сам (Майерберг, с. 60—61).
Что касается их палат, находящихся в этом городе, то большая часть их новые, из камня и кирпича и построены по образцу немецких франков, у которых научились теперь строить московиты. Мы дивились на их красоту, украшения, прочность, архитектуру, изящество, множество окон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту их этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри: кажется, как будто это действительно куски разноцветного мрамора, или тонкая мозаика (Павел Алеп-пский, с. 33, вып. III).
Обыкновенно, все строения в этом городе скреплены огромными железными связями внутри и снаружи; все двери и окна сделаны тоже из чистого железа— работа удивительная. Над верхней площадкой каждой лестницы воздвигают купол на четырех столбах с четырьмя арками, в середине каждой арки выступ арочный, утвержденный прямо, с удивительным искусством: обтесывают камень в очень красивую форму и, просверлив его, пропускают сквозь него железный шест с двумя ветвями на концах, заклепывают их и заканчивают стройку над этим камнем, который представляется великим чудом ибо висит в середине, спускаясь прямо (Павел Алеппский, с. 33—34, вып. III).
Дома в этом городе, как и в прочих городах и селэниях, небольшие и дурно расположены, без всякого удобства и надлежащего устройства. Во-первых, большая изба, где едят, работают, одним словом делают все; в ней находится печь, нагревающая избу, и на этой печи обыкновенно ложится спать все семейство; между тем, не придет им в голову хотя бы провести дымовую трубу; а то дают распространяться дыму по избе, выпуская его только через двери и окна, так что не малое наказание там оставаться (Барберини, с. 10).
Дома знатных и городских жителей малы и по большей части крытые соломой. Все комнаты, которые мы видели в Московии, печей не имеют. Так как у них печи бывают только для приготовления пищи и хлеба, то все наполняется дымом; а как люди и скот находятся вместе, то все очень грязно. Вместо окон они употребляют льняной холст, пропитанный маслом для того, чтобы туда проникало больше света, либо бычьи пузыри, потому что стекла у них совсем нет (Даниил, принц из Бухова, с. 69). Но кроме образов святых во всей Московии нельзя видеть других изображений. А изваяний ровно нет никаких, так что память дедов и внуков, а часто и родителей, у детей погибает разом с их смертью. На крыльцах домов тоже не ставят никаких изваяний, представляющих предков, славных знаменитыми делами, не вешают по стенам комнат и их изображений, которые служили бы побуждением к добродетели для потомков и воспламеняли в них благородное соревнование (Майерберг, с. 51). Большая часть русских, особенно из простонародья, расходует на свое житье-бытье весьма мало. Как жилища их плохи и бедны, точно так и запасы, и домашняя утварь, находящаяся в этих жилищах, крайне ничтожны и не обильны, хотя и достаточны для них. У большей части хозяев найдется три-четыре глиняных горшка и столько же глиняных или деревянных блюд; редко встретишь оловянную, а тем более серебряную посуду, и то разве одну чарку для водки или меду. Русские не привыкли также прилагать труд держать чище свою посуду или полировать ее. Даже и в великокняжеской оловянной и серебряной посуде, на которой подавались кушанья посланникам, попадалась почерневшая и помятая, точно посуда та и кружки принадлежали какой-нибудь ленивой хозяйке, которая целый год, а может быть и никогда, их не чистила. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей, посуда не расставляется как украшение, и видны одни голые стены, которые у знатных только обиваются плетеной рогожей, да пара живописных святых (образов). Пуховики из перьев редко у кого бывают, большинство же не употребляет никаких перин и спит на подушках, на соломе, рогоже или на своей одежде. Места для спанья у них — обыкновенно лавки, а зимой, как и у жителей Ливонии — печи; в этих печах они готовят себе кушанье, а вверху устраивают гладкие площадки, на которых и спят все повалкой: муж, жена, дети, слуги и девицы. Под печью и лавками, по селениям, видали мы в некоторых избах свиней и кур Домашняя утварь их весьма малочисленна и не изящна. Несколько ложек — роговых, деревянных или оловянных, нож, глиняные кастрюли и горшки, подойник, солонка да стол, без тарелок и скатерти— вот весь столовый прибор их (Рейтенфельс, с. 152).
|
|
Знатные очень часто ставят на своих столах деревянные чаши и стаканы, которые, однако, монахи в некоторых монастырях делают весьма изящно и искусно украшают кругом золотом. Оловянные сосуды у них очень редки, умалчиваю о других, более дорогих. Однако, всякий из бояр или знатных держит у себя серебряную чарку, которую всем подносит выпить с водкой, в какое бы время дня то ни случилось. Если бы они были хотя бы несколько людьми образованными, и если бы им была по сердцу жизнь более человеческая, то они с небольшими издержками могли бы жить пышно.
|
|