Роль массовой коммуникации в современном мире. Понятие информационной войны

Массовая коммуникация (МК) – важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс медиа. Особенностями процесса МК являются: массовость аудитории; быстрое распространение сообщений; относительно небольшая потребительская стоимость информации. Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория). Роль массовых коммуникаций в современном обществе: Взаимодействие людей на основе м.к. коммуникаций обеспечивает социальные действия. М.К. есть информационный обмен, их продукция в виде знаний, сообщений, мифов, имиджей реализуют отношения зависимости, обеспечивают социальный контроль масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение общества.

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает политическую, экономическую, конкурентную борьбу. М.К. не заменяют межличностное влияние, семью -они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры. Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Информационная война: 1) Процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путём воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации. В этом смысле также используется термин психологическая война. 2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Особенности: Информационная война ведётся между человеческими общностями, имеющими собственные системы власти, обладающими разными, в чём-то взаимоисключающими, антагонистическими системами ценностей, включающими идеологию и систему власти. Такими общностями являются признанные и непризнанные государства, союзы государств, стороны гражданской войны,террористические организации, освободительные движения.

Информационная война ведётся с целью разрушения ценностей. Инф.война непрерывна и проводится не только во время вооружённой борьбы, но и в мирное время.

В информационной войне используется весь спектр средств, от самых «грязных», прямой лжи, до «тонких» способов подачи информации с истинным содержанием: форм, последовательности, повторения, подбора временной структуры, чередования и т. д., а также блокирования распространения нежелательной информации, её интерпретации, особенно спорной информации. В массовом порядке проводится односторонняя подача информации, очистка её от сведений, не отвечающим интересам своей общности, «обеление» информации о своей стороне и «очернение» о противной. Общим для средств нападения в информационной войне является то, что они манипулируют сознанием.

 

11. Методы пропаганды.
Пропаганда— популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов.
П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение, воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П.
Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга.
Методы пропаганды:
1) Анонимный авторитет. - один из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности.
Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили…», «Доктора рекомендуют…», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…».
2)«Будничный рассказ». - используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки.
Пример: происходит многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа.. На следующий день журналисты будничным и деловым тоном, без эмоций, мимоходом рассказывают нам, что накануне была проведена очередная акция протеста.
3)Забалтывание -используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности.
Пример: Во время выборов: цель —отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата. Еще применяется, когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
4)Констатация факта. - желаемое положение вещей подается СМИ как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории. Прием используется для создания соответствующих настроений в обществе. Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия. Для придания авторитетности подобным сообщениям широко используются «лидеры мнения»: популярные журналисты, известные политологи, социологи и проч. Примеры: «В оппозиционном лагере — разброд и шатания!», «Влияние главы президентской администрации стремительно падает…». Используется в бизнес-рекламе: заголовок в журнале «Спрос на престижные офисы в центре начинает превышать предложение!».
5) Повторение - один из самых эффективных способов пропаганды — неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения рекламного ролика или назойливой песенки.
Пример: повторение в рекламе, что корм «Вискас» - самый лучший, называются его плюсы. Многократное повторение впоследствии рождает мысль в магазине – «Вискас говорят хороший».
6)Подмена - подмена — это один из вариантов пресловутых «двойных стандартов». Заключается в использовании благоприятных определений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот. Основной целью применения приема является создание благоприятного имиджа насильнических действий.
Пример: погромы называются «демонстрациями протеста», бандитские формирования — «борцами за свободу», наемники — добровольцами.
7)Психологический шок — одна из разновидностей использования Эмоционального резонанса, доведенного до пикового уровня. Сегодня СМИ вводят зрелище смерти в каждый дом и в огромных количествах. Мы постоянно видим изображения убитых людей крупным планом — так, что их не могут не узнать их близкие. Так, исследования показали, что видеоряд, показывающий, например, последствия войны, оказывает сильнейшее воздействие на подсознание и восстанавливает общественное мнение против стороны, совершившей акт разрушения
Пример: Российские СМИ широко использовали психологический шок при освещении событий в Чечне.
8)Сросшиеся предложения - предназначен для обхода критичности восприятия пропагандистского сообщения. Он создает один смысловой ряд из нескольких, не связанных между собой информаций. Все эти информации в отдельности являются правдой, но их соединение в результате дает искаженное представление о событии. Пример: Сообщение CNN во время войны в Югославии (начало 1990-х годов): «Второй день между сербами и албанцами идет перестрелка. По некоторым данным, у сербов на вооружении имеются тяжелые минометы. Одна из выпущенных мин попала в здание детской больницы. Погибло двое маленьких детей». Вся информация подается слитно, как единое сообщение. Человек в результате приходит к выводу, что сербы из минометов обстреляли детскую больницу и в результате погибли дети. Возмущенное мировое сообщество осуждает зверства сербской военщины. Через несколько дней выясняется, что дети погибли от снайперских выстрелов с хорватской территории.
9)Создание информационной волны - пропагандистская акция проводится таким образом, что заставляет большое количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения. Основная цель использования этого приема заключается в создании т.н. «вторичной информационной волны» на уровне межличностного общения — для инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов
Пример: «слив компромата», когда в СМИ публикуются некие «сенсационные материалы», дискредитирующие ту или иную высокопоставленную персону.
10)Создание угрозы - Его главная задача — любым способом заставить нас бояться. СМИ устраивают истерию по поводу очередной «глобальной угрозы», вызывая у людей массовый страх, с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием — прежде всего, в политических целях. До смерти запуганный очередным «врагом всего цивилизованного мира», народ начинает, подобно маленькой собачонке, жаться к сапогам своих правителей
Пример: раньше в качестве пугала для благополучного западного обывателя выступала «советская угроза» — тамошняя пропаганда и масс-культура красочно изображали страшных бородатых русских с красными звездами на шапках-ушанках, хлебающих водку прямо из горла.
11)Эффект присутствия- используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы.
Пример: Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении под огнем снимает реальность.

12. Межкультурная коммуникация.
Межкульту́рная коммуника́ция— это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология,социология, экология средств коммуникации.
Первоначально понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Холлом в рамках разработанной им для Государственного департамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Г. Трейгер и Э. Холл этим понятием обозначили «идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру».
Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.
Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую, косвенную, опосредованную и непосредственную.
1)При прямой коммуникации информация адресована отправителем непосредственно получателю и может осуществляться как в устной форме, так и в письменной. При этом наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей вербальные и невербальные средства.
2)В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.
3)Опосредованная и непосредственная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между партнерами. В качестве посредника может выступать человек, техническое средство. Коммуникация, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте), но при этом исключается возможность использования невербальных средств.
В межкультурной коммуникации принято выделять внутренний и внешний контекст коммуникации.
В качестве внутреннего контекста выступают совокупность фоновых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности индивида. К этому контексту можно отнести настрой, с которым коммуникант вступает в общение и который составляет психологическую атмосферу коммуникации.
Внешний контекст коммуникации составляют время, сфера и условия общения. Для межкультурной коммуникации важным обстоятельством является место проведения коммуникации, определяющее фон коммуникативного процесса. Так, коммуникант, находящийся на своей территории, чувствует себя более комфортно и лучше ориентируется в пространстве собственной культуры, чем иностранец. Характер коммуникации на рабочем месте и дома будет различаться по степени углубления в бытовую культуру и влияния личностных факторов.
Временной контекст - это хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация. В различные периоды времени взаимоотношения между участниками (партнерами) коммуникации складываются по-разному. Хронологически различают коммуникации: одновременные, которые происходят путем личных контактов, по телефону, сети Интернет в режиме on-line, и разновременные — все остальные коммуникативные ситуации.

13. Семиотика коммуникации
Семиотика -наука о знаках и знаковых системах.
Знак – предмет (явление, событие), замещающий в коммуникации некий другой предмет (явление, событие).
Знаковая система - совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи.
Коммуникация в семиотике – процесс образования знаков и значений, их восприятия, понимания и возникновения новых значений (смыслов) у субъектов.
Значение – 1) содержание, связываемое с тем или иным словом, выражением, знаком; 2) форма субъективного отношения.
Основное внимание в семиотике концентрируется на тексте и реципиенте (объект или субъект получающий(принимающий) что-либо от другого объекта или субъекта), который из полученной информации создает собственное значение на основе своей культуры, интеллекта, эмоций.
Область исследования семиотики: 1)Человеческая коммуникация (в том числе и при помощи естественного языка) 2) Общение животных 3) Информационные и социальные процессы 4) Функционирование и развитие культуры (Все виды иск-ва (вкл-е и худ лит-ру))
3 области семиотики:
+ Семантика: знак – предмет (отношение знаков к тому, что они замещают)
+ Синтактика: знак – знак (формальные и структурные отношения между знаками)
+ Парагматика: знак – человек (отношение знаков к интерпретаторам)
Модель Ч. Пирса: субъект может взаимодействовать как со знаком, отражающим объект, так и с самим объектом. (Субъект Знак «О»)
Типология знаков Ч. Пирса:
1) икона (образ) - фактическое подобие означающего и означаемого (напр, фото, видео, портрет);
2) индекс (признак) - выражает функциональную связь между знаком и объектом (дым является индексом огня);
3) символ - конвенциональная (условная) связь означающего и означаемого, установленная «по соглашению» (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, — отрицательный).
Ч. Моррис рассмотрел знаки через интерпретацию и поведение.
Знак (стимул) => человек (интерпретатор) => готовность к ответу (действие)
Системная модель знака Р. Барта.
Значение имеет две формы:
1) Денотация (обозначение) – буквальное значение знака (Прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову, высказыванию.)
2) Коннотация (собственно значение) – указывает на социокультурные и персональные ассоциации.

14. Методы анализа коммуникации.
Метод
— это совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Общенаучные методы - это совокупность приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания. К числу общенаучных методов, чаще всего используемых в исследовании коммуникационных процессов, могут быть отнесены: моделирование, системный подход, сравнение.
Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем созда­ния и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определен­ных сторон, интересующих исследователя.Одна из первых моделей построения речи была предложена еще Аристотелем, большинство же коммуникативных моделей разработано в XX в. Теория коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера. Это социологические, психологические, семиотические, технические модели, модели пропагандистской, имиджевой, массовой коммуникации и многие другие.
Системный подход. Наиболее широкое применение он находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним относится и коммуникация. При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов. Так, при рассмотрении коммуникативного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть многообразные связи и отношения внутри самого акта, и его связь с внешней средой, влияние этой среды на характер, цели и стратегию коммуникации. Системный подход основан на использовании таких методов, как анализ и синтез. В коммуникативистике в качестве сложных систем могут рассматриваться язык, текст, СМИ, коммуникативный акт и т.д. Интегральным качеством любого коммуникативного акта как системы является информационный обмен, возможный только при наличии всех необходимых элементов данной системы — источника сообщения, канала получателя, обратной связи и т.д.
Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве -или различии объектов. На основе этого метода можно выявить и сопоставить уровни и определить тенденции развития коммуникации, происшедшие изменения. В частности, он полезен при исследовании социальной коммуникации как развивающегося явления, поскольку позволяет выделить основные этапы в ее развитии.
Частнонаучные методы -совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки.
Социологический метод
представляет собой совокупность приемов кон­кретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникатив­ных процессов в обществе.Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фак­тический материал и на его основе изучать социально-коммуника­ционные процессы и явления. Широкое применение социологи­ческий метод находит при исследовании процессов массовой ком­муникации.
Герменевтика - метод истолкования, интерпретации текстов
Бихевиоризм. В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмо­циональных реакций на стимулы внешней среды. Предпосылками бихевиоризма стали принципы фило­софии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В объяснении социальных коммуникаций ее возможности весьма ограничены вследствие игнорирования таких фундаментальных психических явлений, как сознание, мышление, воля. Кроме того, бихевиоризм практически упускает из виду факторы социокультурного характера, зачастую оказывающие определяющее воздействие на поведение человека.
Контент-анализ обращен к содержательной стороне информации. Это экспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение деятельности средств массовой информации путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника. Главным объектом контент-анализа являются тексты, фонограм­мы, аудио- и видеозаписи, содержащие печатную или радиотелеви­зионную информацию. Данные, получаемые с его помощью, выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпо­чтений, интересов и мнений различных социально-демографичес­ких и профессиональных групп, их отношение к тем или иным про­цессам в области экономики, политики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ.
Интент-анализ
- метод, с помощью которого изучается проблема целе­направленности вербальной коммуникации.  Исходит из того, что человеческая речь представляет произвольное (т.е. преднамеренное) действие. Соответственно намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мыс­ли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления. Эта техника развивается на основе изучения текстов повседневной жизни (дискурсов). Для анализа удобны политические тексты, интервью, выступления, телевизионные диалоги, конфликты.
Социолингвистика изучает влияние социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуни­кантов. Установлено, что влияние этих переменных на вербальную коммуникацию значительно и сказывается на выборе темы, языко­вых средств, позиции в разговоре.
Метод наблюдения применяется при сборе предварительного ма­териала исследования и контроле полученных эмпирических дан­ных. При помощи этого метода могут быть выявлены нормы вер­бального и невербального взаимодействия, установлены коммуни­кативные средства, используемые коммуникантами в различных си­туациях и различных эмоциональных состояниях. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации раз­личают включенное и невключенное наблюдение.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-пси­хологического исследования структуры малых групп, а также лич­ности как члена малой группы. С помощью социометрического метода, его специальных проце­дур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают спло­ченность, совместимость членов группы

15. Методы сбора материала в теории коммуникации.
Исследовательские методы делятся на количественные и качественные. Кол-ые оперируют кол-ми данными.

Количественные методы Качественные методы
Ассоциируются с естественно-научными моделями/позитивизмом Отвергают естественно-научные модели, ассоциируются с интерпозитивизмом
Основаны на точке зрения, согласно которой социальная реальность – внешняя, объективная; онтологическая ориентация – объективизм Основаны на восприятии социальной реальности, как постоянно меняющейся, создаваемой индивидами, онтологическая ориентация – конструктивизм
Дедуктивный подход, основное внимание – проверке теорий Ориентация на индуктивный подход, цель – порождение теорий
Нацелены на подсчет кол-ных данных Нацелены на интерпретацию данных

Основные методы сбора кол-ых данных включают эксперимент, опросы, структурированные интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ, использование разнообразных источников вторичных данных.
Критика кол-ых методов:
- не выделяют человека из окр. Среды, уподобляют его неживым объектам
-зациклены на инструментарии анализа, что мешает выявить связь между исследованием и реальной жизнью
-рассматривает статичные взаимоотношения
Критика кач-ых методов:
-неэмпиричны
-субъективны в выборе материала и его анализов
-не учитывают частотности явлений соц. Мира – нередко нечто, заинтересовавш
ее исследователя приобретает большую значимость, нежели типичные, повторяющиеся факты окр. Действи-сти

Количественный анализ Качественный анализ
Использует числа Не использует числа
Параметрический Напараметрический
С применение статистики Без применения статистики
Эмпирический Неэмпирический
Объективный Субъективный
Дедуктивный Индуктивный
Верификация гипотезы Поиск нового знания
Экспериментальный Неэкспериментальный
Лабораторный Реально существующий
Искусственный Естественный
Выводы не обобщаются Выводы обобщаются
Внутренняя обоснованность Внешняя обоснованность

Смешанная методика, «+»:
-компенсация: использование достоинств тех и других с тем, чтобы компенсировать их недостатки
-полнота: более широкий обхват области знания
-возможность использовать качественные методы для выдвижения гипотез, а количественные – для проверки в рамках одной работы
-разработка нового инструментария исследования
-генерирование неожиданных результатов
-способность объяснить результаты, полученные качественным методом, с помощью количественного
-повышение надежности результатов
-принцип триангуляции – любое соц.явление должно анализировать двух или более точек зрения
МЕТОДЫ:
1) Наблюдение – научный метода, направленный на получение знаний об исследуемом объекте через его непосредственное восприятие. Может выступать как кол-ый и кач-ый.
Полевое и лабораторное; явное и скрытое; включенное и невключенное.
2) Кейс-метод, или метод анализа ситуации, предполагает детальное и интенсивное изучение целостных коммуникативных явлений в их естественном окружении. Под «кейсом» понимается описание какой-либо конкретной коммуникативной ситуации, которая должна быть подвергнута анализа.
3)Этнографический метод – набор методологических и интерпретативных процедур, предполагающих погружение исследователя в социальную жизнь, которую он изучает. Исследование языка, культуры, бытовой, педагогической, социальной и деловой сфер общения. Исследование как одной культуры, так и межкультурные исследования.
4)Эксперимент – научный метод, который предполагает «исследование явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных и естественных условиях»
Полевой, лабораторный.
Применяется для анализа широкого спектра проблем: модификации в поведение коммуникантов в зависимости от расовой или гендерной принадлежности и т.д.
5)Опрос – сбор кол-ых и/или кач-ых данных с помощью анкет или интервью для выявления исследуемых закономерностей.
Структурированные, неструктурированные.
Позволяет получить не только фактический материал, но и объясняет причины, мотивы поведения, информацию о ценностях, вероисповедании и т.п.
6) Контент-анализ (см. выше)
7) Риторический анализ направлен на выявление риторический приемов и стратегий как средств эффективной коммуникации и убеждения. Используется при исследование текстов худ.лит-ры, устных выступлений, полит.,педагогического и других видов дискурса
8) Семиотический анализ направлен на исследование вербальных и невербальных знаков, оформляющих процесс социального взаимодействия. При анализе рекламы, СМИ, мифологии, кинофильмов, фотографии и текстов.
9) Дискурс-анализ
10) Нарративный анализ – качественный метод исследования, направленный на интерпретацию повествования и уделяющий особое внимание временной последовательности, которую устанавливают люди как рассказчики о своей жизни и окружающих событиях.

16. Анализ коммуникативного события по модели Г. Лансуэлла.
В 1948 г. американский ученый Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть ис­пользована для анализа массовой коммуникации и любого коммуни­кативного действия, которое раскрывается по мере ответа на пос­ледовательно возникающие вопросы:
кто? сообщает что? по какому каналу? кому? с каким эффектом?
«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражаю­щей структуру коммуникационного процесса, так и моделью иссле­дования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых пред­ставляет ответ на соответствующий вопрос:

Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким «эффектом?
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект
Анализ управления Анализ содержания Анализ средств и каналов Анализ аудитории Анализ результатов

В 1968 г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей мо­дели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Ис­пользуя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?
Вопрос кто? связан с определением источника информации, ко­торый не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредст­венно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
Вопрос с каким намерением'? — ключевой. Только уяснив истин­ную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирова­ние, инструктирование или же мотивирование аудитории) опреде­ляет соответственно и подбор остальных компонентов коммуника­ции как условие ее эффективности.
Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом не­обходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятст­вуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизи­ровать их влияние.
Отвечая на вопрос с какими ресурсами? - надо знать, что к ресур­сам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникато­ров, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные техноло­гии, приемы, методы и т.п.
Ответить на вопрос используя какую стратегию? — значит пра­вильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели. При выборе стратегии руководствуются решением следую­щих задач: обеспечение более полной информации; обес­печение надежной, быстрой и эффективной обратной связи.
Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории.
Отвечая на вопрос с каким результатом? мы подразумеваем оценку итога. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками.
«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия. Недостаток — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь. Монологичность формулы Лассуэлла вызвана тем, что в ней выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на полученную информацию.






















































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: