Проект туристского продукта «Арт – поляна»: содержание, структура, обоснование

Программа создаваемого тура – это одна из самых главных и трудных задач туроператора, ведь оттого как будет проложен маршрут, и какие объекты в нем будут находиться, зависит его востребованность. Именно, поэтому тур должен быть интересным и очень хорошо отработанным.

Биенна́ле (лат. bis «дважды» + annuus «год») — художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года.

Обладающее латинскими корнями, это слово означает периодичность проведения чего-либо один раз за двухлетний срок. В творческих кругах под этим выражением принято понимать публичное событие, чаще всего выставку, фестиваль, показ работ уже признанных или только начинающих деятелей культуры.

Актуальность продукта.

Проведение больших и малых биеннале исполнительских искусств в последние пару лет прочно вошло в повседневный обиход современной культурной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой аудитории, в состав которой входят участники с высоким уровнем ориентации в современном искусстве, большим опытом в участии в подобных мероприятиях, а также люди, которые только начинают вливаться в современные культурные направления.

Исследуя актуальность функционирования биеннале в современном культурном пространстве важно рассмотреть синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из ведущих положений сегодня занимает биеннале. Активизация биеннале на современном этапе развития общества обусловлена тем, что эта инновационная форма представления современного искусства обладает более широкими возможностями в создании условий для массовой коммуникации, в отличие от других форм экспонирования, например, от традиционных художественных выставок. Проведение биеннале способствует не только творческому обмену между авторами объектов современного искусства, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Эти особенности являются основными причинами и объясняют постоянно растущую потребность в осуществлении подобного типа художественных проектов в разных уголках мира[99].

Цель биеннале «Арт – поляна».

Поддержка и популяризация искусства Тульской области и России в целом и позиционирование его в межрегиональном и международном культурном пространстве, поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве.

Задачи биеннале «Арт – поляна»

¾ Пропаганда дизайнерской деятельности, активизация творческого потенциала дизайнеров;

¾ Создание условий для презентации и продвижения креативных творческих проектов одаренной молодежи;

¾ Организация обмена опытом, подготовка предложений по совершенствованию сотрудничества в области развития современного искусства Тульской области и России, расширение международных и межрегиональных связей;

¾ Ознакомление публики с достижениями современного искусства, это могут быть не только картины, но и фотографии, графика, скульптуры, инсталляции с применением высокотехнологичных либо, наоборот, естественных материалов;

¾ Привлечение интереса разных слоев общества к проектам архитекторов, художников и прочих представителей «творческой касты», благодаря чему улучшаются условия работы личностей в искусстве, например, талантливые, но малоизвестные авторы могут найти финансирование для продолжения своей деятельности;

¾ Для властных структур регионального или городского уровня проведение биеннале становится способом оказания косвенного влияния на экономическое состояние территории, спонсируя культурное мероприятие, руководство местности привлекает новых туристов, стимулирует развитие инфраструктуры и транспорта.

Здесь стоит оговориться и провести разграничительную линию между фестивалем и биеннале как формой презентации современного искусства. Фестиваль и биеннале имеют схожие функциональные особенности: ограниченность во времени, событийность, объединение площадок под единым названием-брендом. Говоря о различиях между этими двумя мероприятиями, следует выделить главные. Первое: биеннале представляет художественную выставку, которая проводится раз в два года, в то время как фестиваль не предполагает четко заданного временного отрезка повторения. Отсюда второе различие: фестиваль как организационная структура комплекса мероприятий не предполагает обязательного главенства выставочного формата.

Мунькова Ю. В. Отмечает, что стремление фестивалей и биеннале современного искусства расширять свое выставочное пространство и функционировать как экспериментальная площадка.

Основными мотивами создания и проведения биеннале или фестиваля современного искусства по мнению данного автора являются:

1. использование принципа событийности как условия для регулярного посещения музея или региона туристами и местными жителями;

2. включение региона в международный художественный процесс посредством приглашения к участию зарубежных художников и кураторов;

3. поддержка местных творческих инициатив, переосмысление культурного потенциала территории.[100]

Решение Тульской городской Думы О Положении "Об организации и проведении культурно-массовых мероприятий на территории муниципального образования город Тула"[101] регулирует порядок организации и проведения концертных, театрально-зрелищных и других культурно-массовых мероприятий, проводимых на территории муниципального образования город Тула, в зданиях, сооружениях, комплексах таких зданий и сооружений, включая прилегающую территорию, временно подготовленных либо специально предназначенных для проведения культурно-массовых мероприятий, а также в специально определенных на период их проведения площадях, парках, улицах, водоемах и других территориях (вне специальных сооружений).

 «Арт – поляна» - биеннале, проходящий на поляне, рядом с Ясной Поляной Тульской области.

Время проведения:

Биеннале начинается 20 июня в 9:00 и длится до 25 июня 23:00.

Место проведения:

Сами организаторы определяют событие как эксперимент по созданию сообщества радикального самовыражения, при этом полностью полагающегося только на себя. На 5 дней на поляне устанавливаются произведения современного искусства, арт – объекты, работы художников и архитекторов. Это триумф радикального самовыражения и свободы, ограниченных только физическими возможностями участников. На площадке биеннале на поляне возводят шокирующие произведения современного искусства, а участники наряжаются в любые костюмы, какие только смогут придумать. Здесь выступают артисты, устраивают перфомансы, танцевальные вечеринки с диджеями. Атмосфера на «Арт – поляне» напоминает фантастический фильм, но все это происходит на самом деле.

Для гостей подготовлена особенно интересная музыкальная программа, а также тренинги, встречи с известными мастерами, занятия на открытом воздухе, тематические дни и вечерние обучающие программы. Самых юных посетителей мероприятия ждут мастер-классы с анимационными героями.

В создании объектов участвовали как художники и архитекторы международного уровня, так и местные жители.

Все происходящее на биеннале регламентируют 6 принципов:

· Радикальное включение: каждый создает этот временный нереальный мир, отдавая всего себя;

· Радикальная самодостаточность: сам участник — это все, что нужно для гармоничного существования на биеннале;

· Радикальное самовыражение: максимум ярких новых идей;

· Дарение: все даром и на энтузиазме, никто не пытается продать свои произведения;

· Декоммодификация: полная независимость от рынка и нивелирование капиталистических ценностей, никаких рекламщиков и спонсоров;

· Общественные усилия: каждый свободен в своем самовыражении, но при этом все объединены общей идеей и помогают друг другу в реализации любых замыслов.

Приезжая в «Арт – поляну», вы становитесь частью этого места.

Учредителями Биеннале «Арт – поляна» будут являться:

¾ Министерство культуры Тульской области

¾ Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области

¾ Министерство Молодежной Политики Тульской области

¾ Министерство образования Тульской области

¾ Администрации муниципальных районов и городов Тульской области.

Участниками Биеннале «Арт – поляна» будут являться:

¾ Учащиеся творческих ССУЗов и студенты творческих ВУЗов;

¾ Художники, фотографы, дизайнеры, модельеры;

¾ Участниками биеннале могут быть авторы или коллективы авторов.

Конкурсы и номинации Биеннале «Арт – поляна»

Биеннале проводится в следующих конкурсах:

1. Изобразительное искусство

Номинации:

¾ Живопись

¾ Графика

¾ Уникальная графика

¾ Печатная графика

¾ Скульптура

2. Декоративно-прикладное искусство

Номинации:

¾ Керамика

¾ Текстиль

¾ Металл

¾ Дерево

3. Актуальное искусство

Номинации:

¾ Видео-арт

¾ Паблик-арт

¾ Инсталляция

¾ Цифровое искусство

4. Дизайн

Номинации:

¾ Предметный дизайн;

¾ Графический дизайн;

¾ Средовой дизайн;

¾ Дизайн интерьера;

¾ Дизайн мебели и оборудования;

¾ Арт-дизайн;

¾ Медиа-дизайн

¾ Световой дизайн;

¾ Архитектурный дизайн;

¾ Дизайн-педагогика

5. Мода

Номинации:

¾ Коллекция с использованием национальных мотивов

¾ Городской костюм

¾ Авангард

¾ Сценический костюм

¾ Вечерний костюм

¾ Аксессуары

6. Фотоискусство

Номинации:

¾ Повседневная жизнь

¾ Портрет

¾ Природа и окружающая среда

¾ Компьютерная фотография

Представляемые работы: объекты, проекты, реализованные или разработанные, произведения, созданные в 2018– 2020 гг.

Организация Биеннале «Арт – поляна»

Руководство Биеннале осуществляет организационный комитет (далее – Оргкомитет). Состав оргкомитета утверждается приказом Министерства культуры Тульской области.

Полномочия Оргкомитета:

1. Утверждает программу биеннале и его основополагающие документы;

2. Организует бронирование проживания и 3-разового питания участников биеннале со дня официального заезда по день официального выезда (за счет средств участников биеннале);

3. Привлекает к подготовке мероприятий третьи лица (специалистов, экспертов и т. п.);

4. Проводит анкетирование, сбор информации, формирует базу данных об участниках биеннале;

5. Использует фото, киноматериалы, произведенные во время биеннале, сборники и иные материалы, выпущенные по его итогам без выплаты гонораров, обладает имущественными правами на произведения искусства, переданные участниками биеннале для комплектования фондов музея;

6. Предоставляет возможность размещения информации (объемы по согласованию) в изданиях, раздаточных информационных материалах организациям, финансирующим мероприятия и участников биеннале.

Экспертный совет биеннале.

Состав экспертного совета биеннале утверждается Оргкомитетом биеннале (по согласованию). В состав экспертного совета биеннале входят эксперты по каждому конкурсу. Экспертный совет по каждому конкурсу возглавляет Председатель. Организационно-техническую работу совета по каждому конкурсу выполняет секретарь.

Полномочия экспертного совета:

1. организация отбора произведений для участия в биеннале на конкурсной основе согласно заявкам;

2. определение лучших произведений авторов – участников биеннале;

3. принятие решений о поощрении и награждении участников;

4. подведение итогов и определение результатов биеннале;

5. согласование с Оргкомитетом решений о проведении дополнительных мероприятий;

6. проведение мастер-классов по видам искусства;

7. проведение «круглого стола» по вопросам развития современного искусства Тульской области и России.

Для координации работы ответственных секретарей по конкурсам утверждается ответственный секретарь биеннале.

Условия пребывания на биеннале.

По прибытию к месту проведения биеннале необходимо пройти регистрацию.

Организаторы предусматривают бронь для одноместного, двухместного, трехместного размещения, трехразового питания, транспортное обслуживание, экскурсионную программу, культурные мероприятия, вручение сувениров.

Расходы по проживанию, питанию, оплате проезда до места проведения биеннале и обратно несет направляющая сторона или участник.

Организаторы не обеспечивают участников биеннале и сопровождающих лиц какими-либо видами страхования. За травмы, полученные участниками биеннале, утрату и порчу личного имущества во время пребывания на биеннале организаторы ответственности не несут.

Организаторы осуществляют техническое оснащение сценической и выставочных площадок биеннале.

В рамках подготовки биеннале проводится активная информационная кампания для привлечения внимания общественности, жителей и гостей Тульской области и России.

Все участники обязаны иметь при себе паспорт и медицинский страховой полис.

Определение лауреатов и награждение.

Всем участникам, принявшим участие в конкурсах, вручается Свидетельство участника биеннале. В каждом конкурсе, по решению экспертного совета может быть присужден один «Гран-при». Во всех конкурсах каждой номинации конкурсантам, занявшим 1, 2, 3 места, присваивается звание Лауреата I, II, III степеней. Лауреаты биеннале получают памятные подарки.

Экспертный совет имеет право:

¾ на основании результатов конкурсных просмотров изменять количество лауреатов;

¾ в каждой конкурсной номинации отметить до трех участников специальными дипломами;

¾ разрешить учреждение дополнительных наград государственным, некоммерческим, коммерческим и иным организациям. Данные награды должны быть согласованы с Организационным комитетом до начала биеннале.

Члены экспертного совета, ученики которых участвуют в данном конкурсе, в обсуждении и оценке произведений конкурсантов участия не принимают.

Решения экспертного совета окончательные и пересмотру не подлежат.

Обладатели «Гран-При» предлагаются Организаторами биеннале кандидатами на участие в творческих стажировках у ведущих мастеров России и зарубежья в области искусства.

По завершении работы биеннале разрабатываются и выпускаются: каталог биеннале, статьи о творчестве отдельных авторов и коллективов – участников биеннале, о проекте, перспективах развития современного искусства Тульской области и России в целом.

Заявки на участие

Потенциальные участники биеннале (авторы, творческие общественные организации, галереи) предоставляют заявки не позднее 1 мая 2020 года.

Заявки участников, биографические и иные сведения, представленные на биеннале, должны быть написаны на русском языке.

По полученным и подтвержденным Оргкомитетом биеннале заявкам, экспертный совет биеннале на конкурсной основе определяет произведения и участников биеннале. Согласно решению экспертного совета, организационный комитет направляет подтверждения об участии в программе биеннале в адрес заявителей не позднее 1 июня 2020 года.

Билеты и проживание.

Билеты недешевые от 10.000Р. Продаваться билеты на официальном сайте в ограниченном количестве 50 штук без учета детских билетов.

Есть еще билеты для малоимущих по 7.000Р, их будут продавать отдельно по заявкам. Дети до 12 лет проходят бесплатно по специальным билетам. Несовершеннолетние (до 18) допускаются только в сопровождении взрослых.

Начинается биеннале в 9:00 заявленного дня, участники съезжаются к этому времени.

Участники по умолчанию проживают в палатках, аренда которых входит в стоимость билета. В комплекте к палатке выдается спальный мешок. Палатки одноместные, двухместные, трехместные.

Также существует возможность размещения в гостинице «Ясная поляна» за дополнительную плату п прайсу гостиницы. Гостиница «Ясная Поляна» находится на охраняемой территории в лесной зоне вдали от городского шума.

В 15 минутах ходьбы от гостиницы находится одна из главных литературных достопримечательностей России – музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Вы также можете быстро доехать до Тулы на машине или удобном общественном транспорте.

Гостиница «Ясная Поляна» предлагает 53 номера различного класса. 15 двухкомнатных номеров, в которых могут расположиться два или три человека, и 27 одноместных номеров находятся в основном пятиэтажном здании. 11 номеров улучшенной планировки и повышенной комфортности располагаются в новом двухэтажном здании.

Все номера имеют отличный вид из окна на ухоженную территорию гостиницы или прилегающий лес. Свежий воздух и спокойный отдых - фирменный знак гостиницы «Ясная Поляна».

Номерной фонд:

¾ Стандарт одноместный. Стоимость 2200 рублей (в стоимость входит завтрак). Возможно двухместное размещение на раскладном кресле - 2800 рублей (с завтраком на двоих).

¾ Стандарт двухместный. Стоимость 3400 рублей (в стоимость входит завтрак). Возможно трёхместное размещение - 4000 рублей (с завтраком на троих).

¾ Люкс двухместный однокомнатный. Стоимость 4400 рублей (в стоимость входит завтрак).

¾ Люкс двухместный двухкомнатный. Стоимость 4900 рублей (в стоимость входит завтрак). Возможно трёхместное размещение - 5500 рублей (с завтраком на троих).

Вокруг можно ездить на велосипедах, самокатах.

На территории «Арт- поляны» проходят различные экскурсии, на которых вы можете услышать историю создания объектов современного искусства, поговорить лично с их авторами.

На территории «Арт – поляны» в течение 5 дней проходят различные ивенты, квесты, мастер – классы, обучающие лекции и семинары.

«Арт-поляна» является уникальным для России примером проекта, который обеспечивает жизнь населения своей местности при помощи искусства, создает такую ситуацию, когда почти каждый местный — художник.

Технологическая карта биеннале.

 

День Время Распорядок дня

1

8:00 Сбор всех участников у памятника «Три штыка» Тула.
9:00 Прибытие к ресторану «Дворянская усадьба» в Ясной Поляне. Знакомство с орг. комитетом
9:30 Завтрак в ресторане «Дворянская усадьба»
10:30 Транспортировка участников, проживающих в палатках до «Арт – поляны»
11:00 Заселение участников в гостиницу. Установка палаток.
13:00 Обед
14:00 Сбор участников около сцены. Официальная речь организаторов по правилам конкурсного отбора.
15:00 Свободное время
19:00 Ужин по системе «шведский стол» на открытом воздухе
20:00 Торжественное открытие «Арт – поляны». Праздничный концерт.
23:00 Салют

2

10:00 Завтрак в гостинице. Для проживающих в палатках – на открытом воздухе по системе «шведский стол».
11:00 Презентация объектов современного искусства, художественных и дизайнерских работ
13:00 Обед по системе «шведский стол» на открытом воздухе
14:00 Мастер – класс по изобразительному искусству
16:00 Свободное время
19:00 Ужин по системе «шведский стол» на открытом воздухе
20:00 Костюмированная дискотека

3

10:00 Завтрак в гостинице. Для проживающих в палатках – на открытом воздухе по системе «шведский стол».
11:00 Лекции авторов по истории создания объектов, участвующих в конкурсе.
13:00 Обед на открытом воздухе по системе «шведский стол»
14:00 Мастер – класс по гончарному искусству.
16:00 Свободное время
19:00 Ужин по системе «шведский стол» на открытом воздухе
20:00 Анимационное шоу арт – композиций
21:00 Диджей – рейв

4

10:00 Завтрак в гостинице. Для проживающих в палатках – на открытом воздухе по системе «шведский стол».
11:00 Интерактивный квест «Найди свое хобби»
13:00 Обед на открытом воздухе по системе «шведский стол»
14:00 Посещение музея «Ясная поляна». Аудиоэкскурсия по центральной части яснополянского заповедника
16:00 Свободное время
19:00 Ужин по системе «шведский стол» на открытом воздухе
20:00 1-ый этап конкурсного отбора объектов современного искусства
21:00 Свободное время

5

10:00 Завтрак в гостинице. Для проживающих в палатках – на открытом воздухе по системе «шведский стол».
11:00  
13:00 Обед на открытом воздухе по системе «шведский стол»
14:00 Заключительный отборочный этап конкурса
15:00 Барбекю + баня
17:00 19:00 Свободное время Ужин по системе «шведский стол» на открытом воздухе
20:00 Торжественное объявление победителей и награждение участников
21:00 Праздничный концерт
22:00 Салют
23:00 Отъезд

 

Каждый день с 14:00 до 19:00 работает детская анимационная группа. С детьми проводятся различные игры, конкурсы.

Смета расходов на организацию и проведение биеннале «Арт – поляна»:

¾ Аренда палатки и спального мешка на весь период проведения мероприятия от 500р./сутки (за одноместную палатку) до 1500р./сутки (за трехместную палатку);

¾ Трехразовое питание 1000р./сутки (из расчета завтрак 200р., обед 400р., ужин 400р.)

¾ Транспортное обслуживание 1000р. (Тула– Ясная поляна; Ясная поляна – Тула);

¾ Образовательные программы и развлечения входят в стоимость билета.

Итого:

Стоимость одного билета на человека от 10.000 р. В зависимости от условий проживания.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что проведение биеннале имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства Тульской области и России в целом.

Организационно-культурные формы проведения биеннале исполнительских искусств в Российской Федерации продолжают находиться в процессе формирования. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования школ искусств и образовательных организаций, периодически возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры являются факторами, существенно сдерживающими развитие биеннале и подобных мероприятий. Многое в этой области держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете их конкретных организаторов, хотя хочется верить, что по мере стабилизации экономики нашей страны данное направление прочно займет достойное место в приоритетах общегосударственной и региональной культурной политики.

В течение последних лет сформировались устойчивые культурно -организационные формы проведения биеннале, многообразие источников финансирования, определены важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации.

Изучение апробированных крупнейшими зарубежными биеннале, методов формирования репертуарного предложения, опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволит внедрять лучшие достижения в этой области в организацию биеннале в Российской Федерации для достижения максимального культурно – познавательного эффекта и общественного резонанса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день, в России культурный туризм обладает особой популярностью среди всевозможных видов путешествий, так как расширяет объём знаний, культурную эрудицию туриста. С каждым годом растет количество людей, желающих познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями страны. Многие хотят своими глазами увидеть известные исторические и природные памятники, которыми так богата российская земля.

Это влечет за собой возрастающую динамику развития туризма, что может привести к превращению культурно – познавательного туризма в следующие несколько десятилетий в ведущую отрасль мирового хозяйства и важнейший социокультурный феномен.

В духовно-нравственном плане, культурно – познавательный туризм является стимулом к сохранению, реставрации культурного наследия, развитию жизни в стране, повышению образовательного и культурного уровня как туристов, так и самого населения посещаемого региона. В экономическом плане он является основанием для экономического развития страны, региона, выражается в создании новых рабочих мест.

Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" определила культурно-познавательный туризм как «путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными ценностями, памятниками природы, традициями и обычаями, в том числе посредством экскурсионной деятельности и событийных мероприятий»[102].

Целью культурного туризма являются посещение культурных, религиозных, исторических или географических достопримечательностей (памятники, музеи, иные объекты). Сущностной чертой культурного туризма является стремление приобщиться к культурному наследию и традициям других народов. Поэтому культурный туризм во многом зависит от государственной и региональной политики в области культуры.

Современный туристский рынок насыщен разнообразными предложениями. Туроператоры каждый год вводят на рынок много новых туров, что приводит к необходимости совершенствования и повышения качества турпродуктов. Учет разнообразных факторов, влияющих на качество закладывается на стадии проектирования турпродукта. Учет организационно-экономических аспектов является основополагающей базой для создания качественного турпродукта. При этом необходимо учитывать все уровни формирования турпродукта – от анализа туристских предпочтений до проектирования эффективной системы продвижения.

Основные направления совершенствования регулирования в сфере туризма предполагают разработку нормативно-правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма; к ним относятся вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма. На необходимость совершенствования законодательства в данной сфере общественных отношений неоднократно указывалось в юридической литературе.

В связи с тем, что культурная политика Тульской области и России направлена на поддержание традиционных для российской культуры, истории, религии, народа ценностей, имеет своей целью воспроизводство здорового гражданского общества с позитивно протекающими процессами идентификации членов общества, - в связи с этим выбранные культурные объекты и выражаемые ими ценности должны соответствовать критериям культурной политики в аксиологической, духовно-нравственной области, а именно: они должны оцениваться на предмет того, имеют ли они связь с современной культурой, важны ли они для передачи последующим поколениям.

Любой регион сталкивается с проблемой своей привлекательности для туристов, с учётом чего собственно и реализуется культурная политика региона. В этом плане Тульская область обладает богатейшим культурно-историческим наследием, имеет высокий, далеко не полностью реализованный потенциал, опирающийся на возрастающие потребности людей познакомиться с его культурой, бытом, промыслами, историей. Это способствует реализации многих проектов в области культурной политики региона и страны.

Ключевыми факторами развития культурно – познавательного туризма в регионе выступают:

¾ Культурное наследие области.

Оно является одним из основных факторов развития культурного туризма в России, поскольку именно знакомство с культурой прошлого является основной мотивирующей силой, заставляющей туристов посещать те или иные культурные объекты. Культурное наследие Тульской области позволяет развивать такие направления культурного туризма, как: литературный, событийный, школьный, эзотерический, культурно-индустриальный, культурно-исторический, культурно-экологический, ностальгический, промысловый.

¾ Тенденции современной российской и глобальной культуры.

За последние годы в России стало проводиться большое количество новых культурных мероприятий, открылось множество новых культурно-туристских объектов, либо стилизованных под традиционные для России культурные течения, либо презентующих современные произведения науки и искусства. Примерами оригинальных культурно-туристских объектов Европейской части России могут стать культурные центры «Этномир» в Калужской области (http://ethnomir.ru/) и «Кудыкина Гора» в Липецкой области (http://kudikina-gora.org/). В Тульской области тематические парки подобного рода пока отсутствуют, что не способствует повышению уровня туристской привлекательности региона.

¾ Ценностные предпочтения российских и иностранных туристов.

У каждого туриста есть своя система ценностей, которая является его основной мотивирующей силой, в том числе и в выборе досуга. Определяя направление своего путешествия, каждый турист руководствуется данной системой, предпочитая культурный, экологический, развлекательный или иной вид туризма в качестве цели своего путешествия. Разумеется, данный фактор не может быть не учтен при стратегическом планировании развития культурного туризма в регионах. Определяя приоритетный туристский сегмент, Тульская область как регион с богатым культурным наследием должна ориентироваться прежде всего на культурные и духовные ценности туристов при разработке программ развития туризма и проектировании объектов туристского интереса.

¾ Региональный брендинг и реклама.

Развитие культурного туризма в Тульском регионе невозможно без проведения масштабной брендинговой политики государственными органами и грамотной рекламной кампании туристскими предприятиями. Для этого должны быть определены конкретные объекты туристского интереса, на которых государство и бизнес-сообщество планируют развивать культурный туризм. Традиционно сложилось, что основными тульскими брендами считаются самовары, пряники, оружие - именно такой представляется Тула жителям других регионов России и зарубежных государств. В связи с этим одним из основных направлений культурной политики региона должна стать поддержка проектов, направленных на создание новых брендов, а также их популяризацию за пределами Тульской области.

¾ Трудовые ресурсы и уровень образования работников туристской индустрии.

Для развития культурного туризма Тульскому региону нужны профессиональные экскурсоводы, аниматоры, водители, сотрудники средств размещения, а также иные специалисты, непосредственно контактирующие с туристами, обеспечивающие организацию их досуга. Тульский регион вполне располагает образовательными учреждениями (ТулГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого), способными подготовить необходимые для развития туризма кадры. Однако количество выпускаемых специалистов по культуре и туризму в настоящее время невелико (в год всего несколько десятков человек), а уровень востребованности данных специалистов на региональном рынке труда по-прежнему остается невысоким.

¾ Кластерный подход развития туризма в регионах России.

Развитие туризма в России обеспечивается за счет создания в регионах туристских кластеров, представляющих собой организацию совместной работы государства, бизнеса и общества ради достижения общей цели. В настоящее время в Тульской области можно наблюдать развитие туристского кластера через взаимодействие правительства региона, учреждений культуры, туроператоров, а также иных коммерческих организаций, занимающихся созданием объектов туристского интереса.

¾ Туристская этика в организации туристского процесса.

Достижение высокой посещаемости региона туристами как основного показателя, утвержденного в программе развития туризма, возможно только при высокой степени доверия иностранных туристов к России и в частности к Тульской области. Для этого на территории региона необходимо нормативное закрепление принципов туристской этики, принятых Всемирной туристской организацией. Данный фактор влияет на развитие туризма только в том случае, когда дестинация уже имеет определенную популярность среди туристов. На данный момент назрела необходимость разработки механизмов внедрения норм туристской этики среди организаций, входящих в туристский кластер Тульской области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевыми для развития культурного туризма в регионах России выступают факторы культурного наследия регионов, современной российской и глобальной (мировой) культуры, в то время как остальные факторы из числа указанных выше выступают в качестве второстепенных и дополнительных по отношению к первым[103].

В условиях становления туристского рынка России значение придается формированию туристского продукта, также разработка и продвижение новых туристских продуктов. От того, как будет сформирован турпродукт зависит не только общее впечатление туриста о предоставленных ему туристских услуг, но также складывается впечатление от страны в целом, что является главным в туристическом бизнесе. Постоянно изменяющиеся условия предприятия должны своевременно и адекватно реагировать на изменения потребностей в турпродукте, услугах, что отражается в их жизненных циклах.

В арсенале современного специалиста – организатора культурно-познавательного туризма должны быть различные методики проектирования, которые он мог бы использовать в зависимости от условий и поставленных задач.

Проведение больших и малых биеннале исполнительских искусств в последние пару лет прочно вошло в повседневный обиход современной культурной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой аудитории, в состав которой входят участники с высоким уровнем ориентации в современном искусстве, большим опытом в участии в подобных мероприятиях, а также люди, которые только начинают вливаться в современные культурные направления.

Активизация биеннале на современном этапе развития общества обусловлена тем, что эта инновационная форма представления современного искусства обладает более широкими возможностями в создании условий для массовой коммуникации, в отличие от других форм экспонирования, например, от традиционных художественных выставок. Проведение биеннале способствует не только творческому обмену между авторами объектов современного искусства, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе.

На сегодняшний день в современном мире культурно-познавательный туризм развивает нравственное и моральное единство человечества, демонстрирует обществу многообразие культурного наследия и способствует принятию и уважению общества к культурным достижениям и ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: