УРОК 10. ТЕМА: Сценическое движение: как двигаться на сцене.
Сила воздействия на зрителя заложена
в умении раскрепостить весь свой
организм.
— К. С. Станиславский
Добрый день. Сегодня, мы рассмотрим такую тему, как сценическое движение. Хаотичное перемещение из угла в угол – не для сцены. Даже профессиональные актеры часами отрабатывают каждое движение. Они за вечер могут более 100 раз прогнать одну сцену под руководством режиссера. Особенно, перед выступлением.
Перевоплощение для актёра – сложная и разноплановая задача. Зачастую случается так, что внутренний мир героя лучше и понятнее для зрителя характеризируют именно его физические действия. Сами посудите, что в реальной жизни больше свидетельствует о волнении, переживании, гневе – неуверенность или агрессивность в голосе, или дрожащие руки, частые нервные шаги по комнате и крепкое сжимание кинжала. Без сомнения, для актерского мастерства и то, и другое имеет огромное значение, но чувство правды и отточенная речь актёра отходят на второй план, если он двигается на сцене, как робот.
|
|
Начинающему артисту, как бы странно это ни звучало, бывает сложно справиться со своим телом. Он хорошо выучил текст, понял роль, но во время игры его охватывает ступор – он не знает, как стоять, куда деть руки, как правильно поставить ноги. Поэтому всех молодых актёров обязательно обучают сценическому движению.
Что такое сценическое движение?
Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.
Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.
В наше время человек меньше вынужден трудиться физически, что делает его тело менее приспособленным к значительным нагрузкам. Но хороший актёр должен владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, понимать как «работает» тело. Это позволит не только лучше справляться с возможными трудностями физического воплощения роли, но и бороться с повседневным автоматизмом движений, который неуместен на сцене. Н. Карпов в «Уроках сценического движения» пишет: «Чувство движения – это слияние ряда психофизических качеств актёра, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и чёткость линий движения. Чувство движения – это навык, который формируется в процессе «переживания» движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения».
|
|
Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:
· Развитие движения как единого процесса;
· Отсутствие автоматизма;
· Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;
· Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;
· Пластический диалог с партнёрами.
Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже – простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, часть которых приведена ниже, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными вузами.
В школах актерского мастерства и ВУЗах – сценическое движение отдельный предмет, по которой обязательно сдаются зачеты и экзамены. К тому же, навыки искусного владения телом необходимы и в обычной жизни. Ведь даже мимолетный жест, сделанный произвольно, может обидеть или разозлить собеседника.