В семье больной ребенок

 

Особые проблемы возникают в семье, где воспитываются боль­ ные дети. Для социального педагога  важно  выяснить психологи­ ческую  атмосферу в такой  семье  и  отношение взрослых  членов семьи к неполноценности ребенка.  Здесь с его стороны  необходи­ ма  большая  чуткость,  ведь  сегодня,  когда  семья  переживает ог­ ромные  трудности, родители  не  могут  обеспечить больному  ре­ бенку  подчас  даже самого  необходимого.

Чаще всего в такой семье мать или отец не работают.  В подоб­ ных семьях часты разводы, и алкоголизм родителей, отчаяние, невозможность исправить положение подчас приводят к са­ моубийству.  Взрослым членам таких семей часто нужна помощь нисколько не меньшая, чем больному  ребенку.

Психологи отметили, что с появлением ребенка  с нарушения­ ми в развитии у родителей  появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой,  как все,  значит,  плохой.

Выделено  несколько этапов  кризиса у родителей  (Шухард):

1-й  — отрицание проблемы;

2-й — сверхдепрессия;

3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);

4-й — принятие ситуации  и обращение к специалистам;

5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все вни­ мание  родителей  сосредоточивается на ребенке, они надеются  на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, пе-


реживают  сильный стресс,  сильнее, чем первый, а затем  смиря­

ются. Этот этап сопровождается неврозами.

Помощь социального педагога родителям состоит  в консульти­ ровании, организации психологических тренингов, обучении  об­ ращению с ребенком, организации совместного с ребенком по­ сещения клубов,  семейного отдыха.

От отношения родителей  к болезни  ребенка во многом зависит процесс  его социализации. Здесь главным является отношение матери,  ее любовь к ребенку.

Социальный педагог убеждает родителей  искать выход из со­ стояния горя  и  озлобления, помогает  увидеть  возможности ре­ бенка  и направить все силы  на их развитие. Он  помогает  также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обуче­ ние.  Он советует родителям не стараться  «нормализовать» ребен­ ка,  так как  неудача  приведет  к трагедии.

Родителей данной  семьи следует познакомить с другими роди­ телями, у которых также больные  дети; это поможет  им легче переносить свои тяготы,  побороть  чувство беспомощности и оди­ ночества.

Семья, в которой  есть дети-инвалиды,  — особый  объект вни­ мания  социального педагога.  Получив  информацию о такой  се­ мье, составив  план оказания ей помощи, он разрабатывает реко­ мендации родителям, как следует ухаживать за ребенком-инвали­ дом.  План  реабилитации составляется совместно с детским  вра­ чом на каждого  ребенка.

 


В СЕМЬЕ ДЕТИ-ПОДРОСТКИ

 

Проблемы подросткового возраста актуализируются как с по­ зиции  взрослых, так и с позиции детей.  Подросток чувствует,  что у него появляются новые  возможности, что прежние отношения с родителями и учителями  его не устраивают.  С одной  стороны, он стремится отвоевать  равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим  братьям  и сестрам.

Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизне­ радостен, романтически настроен к действительности, эмоциона­ лен,  выбирает  для подражания образы  литературных и киногеро­ ев. Следует учитывать,  что в подростковом возрасте  требования к родителям намного выше,  чем к посторонним.

О проблеме  трудного подростка речь будет идти ниже.  Здесь выделим только часть вопросов, которые  характеризуют его по­ ложение  в семье.

Трудный  подросток возникает в той семье,  где не занимаются воспитанием детей,  где постоянно происходят конфликты,  где взрослые, не  понимая  сложности этого  возраста, не  признают за подростком стремления к самостоятельности и независимос-


 

ти,  где вместо  помощи потчуют  его нотациями и нравоучения­ ми, где практикуется жестокое  обращение-или гиперопека со стороны  родителей, происходит психологическое или  сексуаль­ ное  насилие.                                                   *

Трудности в воспитании — часто результат и отношений в се­ мье, и просчетов  учителя,  и изоляции от сверстников — всех при­ чин вместе.

Следует помнить, что противоречия и трудности  подростка не всегда видны  педагогу.  Еще А. С. Макаренко писал,  что легче пе­ ревоспитать колониста, у которого  все недостатки выявлены, чем внешне  благополучного тихоню.

Из  всех проблем, с которыми постоянно сталкивается соци­ альный  педагог  в работе  с семьей,  выделяется проблема   подго­ товки подростка к семейной жизни.

Учитывая, что все отрицательные черты  из семьи  и особенно из «семьи риска»  ребенок перенесет в свою будущую семью,  под­ готовка  его к семейной жизни  — одна из ведущих задач социаль­ ного педагога.  Важно в как можно более раннем  возрасте дать под­ ростку представление о нормальной семье,  знания и умения  для создания такой  семьи.

Группой ученых Орловского педагогического института разра­ ботана программа занятий для подростков по их подготовке к се­ мейной  жизни,  включающая следующие  темы:  «Знакомство»,

«Свидание», «Особенности адаптации к семейной жизни»,  «Кри­

зисные  периоды  в браке»,  «Духовно-нравственные основы  семьи»,

«Христианская семья и брак»,  «Христианская мораль  в семейном воспитании»1.

Социальный педагог использует  произведения художественной литературы, чтобы показать  молодежи, какими должны  быть ис­ тинные  отношения между мужчиной и женщиной. Художествен­ ное слово оказывает сильное  эмоциональное воздействие на под­ ростка  и легче,  чем любые  нотации, убеждает,  что в основе  се­ мейной  жизни  главным  должен  быть не секс,  а целомудрие, лю­ бовь,  что секс  без любви  — разврат,  срам,  бесстыдство.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: