Особые проблемы возникают в семье, где воспитываются боль ные дети. Для социального педагога важно выяснить психологи ческую атмосферу в такой семье и отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Здесь с его стороны необходи ма большая чуткость, ведь сегодня, когда семья переживает ог ромные трудности, родители не могут обеспечить больному ре бенку подчас даже самого необходимого.
Чаще всего в такой семье мать или отец не работают. В подоб ных семьях часты разводы, и алкоголизм родителей, отчаяние, невозможность исправить положение подчас приводят к са моубийству. Взрослым членам таких семей часто нужна помощь нисколько не меньшая, чем больному ребенку.
Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушения ми в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой.
Выделено несколько этапов кризиса у родителей (Шухард):
|
|
1-й — отрицание проблемы;
2-й — сверхдепрессия;
3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);
4-й — принятие ситуации и обращение к специалистам;
5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все вни мание родителей сосредоточивается на ребенке, они надеются на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, пе-
реживают сильный стресс, сильнее, чем первый, а затем смиря
ются. Этот этап сопровождается неврозами.
Помощь социального педагога родителям состоит в консульти ровании, организации психологических тренингов, обучении об ращению с ребенком, организации совместного с ребенком по сещения клубов, семейного отдыха.
От отношения родителей к болезни ребенка во многом зависит процесс его социализации. Здесь главным является отношение матери, ее любовь к ребенку.
Социальный педагог убеждает родителей искать выход из со стояния горя и озлобления, помогает увидеть возможности ре бенка и направить все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обуче ние. Он советует родителям не стараться «нормализовать» ребен ка, так как неудача приведет к трагедии.
Родителей данной семьи следует познакомить с другими роди телями, у которых также больные дети; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и оди ночества.
Семья, в которой есть дети-инвалиды, — особый объект вни мания социального педагога. Получив информацию о такой се мье, составив план оказания ей помощи, он разрабатывает реко мендации родителям, как следует ухаживать за ребенком-инвали дом. План реабилитации составляется совместно с детским вра чом на каждого ребенка.
|
|
В СЕМЬЕ ДЕТИ-ПОДРОСТКИ
Проблемы подросткового возраста актуализируются как с по зиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам.
Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизне радостен, романтически настроен к действительности, эмоциона лен, выбирает для подражания образы литературных и киногеро ев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним.
О проблеме трудного подростка речь будет идти ниже. Здесь выделим только часть вопросов, которые характеризуют его по ложение в семье.
Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимос-
ти, где вместо помощи потчуют его нотациями и нравоучения ми, где практикуется жестокое обращение-или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуаль ное насилие. *
Трудности в воспитании — часто результат и отношений в се мье, и просчетов учителя, и изоляции от сверстников — всех при чин вместе.
Следует помнить, что противоречия и трудности подростка не всегда видны педагогу. Еще А. С. Макаренко писал, что легче пе ревоспитать колониста, у которого все недостатки выявлены, чем внешне благополучного тихоню.
Из всех проблем, с которыми постоянно сталкивается соци альный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подго товки подростка к семейной жизни.
Учитывая, что все отрицательные черты из семьи и особенно из «семьи риска» ребенок перенесет в свою будущую семью, под готовка его к семейной жизни — одна из ведущих задач социаль ного педагога. Важно в как можно более раннем возрасте дать под ростку представление о нормальной семье, знания и умения для создания такой семьи.
Группой ученых Орловского педагогического института разра ботана программа занятий для подростков по их подготовке к се мейной жизни, включающая следующие темы: «Знакомство»,
«Свидание», «Особенности адаптации к семейной жизни», «Кри
зисные периоды в браке», «Духовно-нравственные основы семьи»,
«Христианская семья и брак», «Христианская мораль в семейном воспитании»1.
Социальный педагог использует произведения художественной литературы, чтобы показать молодежи, какими должны быть ис тинные отношения между мужчиной и женщиной. Художествен ное слово оказывает сильное эмоциональное воздействие на под ростка и легче, чем любые нотации, убеждает, что в основе се мейной жизни главным должен быть не секс, а целомудрие, лю бовь, что секс без любви — разврат, срам, бесстыдство.