Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич ности.
В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение
массы тела, развитие мускулатуры, окостенение скелета, повы шение кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень часто у подростков наблюдаются головокружения, поскольку интенсив но развиваются мозг и нервная система, что ведет к их перегрузке. Происходит половое созревание, возникает половое влечение.
В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовос питанию. В это время формируется и может даже резко изменить ся его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они лю бопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.
Все сказанное выше относится к подростковому возрасту вооб ще. Но есть определенная категория подростков, у которых пере численные качества проявляются резче, что приводит их к проти востоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к про тивоправным действиям.
|
|
По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% — совершают пре ступления — это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям,
систематическим занятиям, делают только то, что им интерес
но. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, кон-
91
фликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иног да бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подрост ки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики*, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству, и тюрьме, пропаган да секса — к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
Педагогическая запущенность усугубляется социальным «бес пределом». В современных условиях детская беспризорность под ходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения при вели к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления их из школы и сокращение числа ПТУ привела к тому, что четырнадцатилетние оказались не у дел, так как по КЗоТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. В результате на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, изнасилова ние — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. по сравнению с предшествую щим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, кото рые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).
|
|
ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разде
лить его на три группы.
Перва я групп а — психически неустойчивые подростки, ко торые по физическому и половому развитию отстают от сверстни ков. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, де монстративно не подчиняются, прогуливают занятия.
Втора я групп а — подростки с ускоренным половым раз витием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, аг рессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
Треть я групп а — подростки с расторможенностью влече ний: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употреб ление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злоб ны, жестоки, агрессивны, раздражительны1.
Отклонения в поведении охарактеризованных выше групп подростков возникают в результате педагогической запущен ности.
1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 140.
Диагностический лист
для выявления признаков педагогической запущенности личности
I. Положительные особенности личности
Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в^обучении, ин теллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подго товленность к обучению в школе.
Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисципли
нированность.
Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, на-
| стойчивость, смелость.
Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жиз
нерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учить
ся в школе.
Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, актив ность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, фи зически подготовлен к школе.
Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работо
способность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре.
Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.
Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, ком пьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.
//. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)
Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразви тое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.
Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисцип
|
|
линированность.
Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициатив ность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрям ство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, уг рюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неурав новешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, нера
ботоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к твор-
честву, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение про
граммой. - v ^ ..„
Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость,
злопамятность, замкнутость, индивидуализм. »
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.
Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.
Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
III. Причины и проявление запущенности ребенка
1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нрав ственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.
2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родите лей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподго товленность к школе.
3-я группа: слабое знание ребенка, неподготовленность родите лей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая индиви дуальная работа с ребенком, неправильное отношение педагогов к ре бенку.
Помимо охарактеризованных выше существуют подростки, на рушения, точнее, отклонения в поведении которых являются ре зультатом аномалии развития организма.
Обратимся к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у под ростков с остаточной органической патологией снижена работо способность, рассеянное внимание. Они раздражительны и эмо ционально неустойчивы, знания их ограничены, они осваивают программу только при условии занятия с репетиторами, и то чаще только до V—VIII классов. Естественно, что у таких детей в даль нейшем возникают трудности с трудоустройством. Если их и бе рут на работу, то вскоре увольняют за профнепригодность. Только
|
|
25% подростков с органической патологией впоследствии смогли создать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах1.5)та категория подростков также входит в «группу рис ка» и пополняет ряды несовершеннолетних правонарушителей.
/ В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых са моубийств. Их причиной являются психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, обиды. Подростки размышляют о смысле жизни и смерти и часто, абст рагируя от своей личности понятие смерти, покушением на убий ство стремятся познать ее сущность. Подчас они сами своим эго центризмом создают реакцию неприятия окружающими, стано-
1 См. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 144—146.
вятся объектом осуждения, >1роз, что также приводит к попытке самоубийства1.
Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Ос
новная причина побегов — плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем со стороны отца. Ученые объясняют это как психологическими, так и социальными при-
I чинами: тяжелым экономическим положением семьи, безработи цей, ущербным составом семьи (неполные семьи), слишком мо лодым или, наоборот, пожилым возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который прово цирует плохое обращение.
Подростки-беглецы чаще всего бывают ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью почти никогда не возвращаются. Часть из них уходят из семьи, стремясь к свободе, независимости.
В соответствии с характером отклонений в поведении психо логи выделяют типы детей, которые требуют разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку необходимо помочь обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или вклю чить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захвалива ния, других следует увлечь творчеством или трудом. У ребят зам кнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру об щения. Встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раз дражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохо го настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторо нах жизни.
У Одной из форм отклонения в поведении подростков являет ся подростковая наркомания. За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6—8 раз. Распростра няется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей. Известно, что большая часть со временных подростков хотя бы один раз употребили наркотики. Подростки тянутся к сверстникам, общению, стремятся выйти из-под опеки взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно в этом возрасте подверженные влиянию моды, стре мясь удовлетворить любопытство и быть взрослым и независи мым, они становятся наркоманами. Наркомания, в свою оче редь, ведет к преступлению.
Исследования подростковой наркомании показали, что глав ной причиной употребления наркотиков подростками являются безнадзорность, социальная деградация родителей, распад семьи, нездоровый быт и материальная необеспеченность2.
1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 88—89.
2 См.: Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С. 254.
|
несовершеннолетними.
Особенность детской проституции состоит в том, что дети, в отличие от взрослых, идут на половую связь неосознанно, из-за любопытства, желания быть взрослыми. С ними рассчитываются не деньгами, а вещами, ужином в ресторане, сигаретами, спирт ными напитками. Они занимаются проституцией в подвалах, на чердаках, в подъездах, на вокзалах.
Они неизбежно втягиваются в преступные группы, попадают в зависимость к сутенерам. Проститутками становятся чаще всего выпускницы детских домов, которые находят защиту в лице «доб рого дяди» или «доброй тети».
Вступая в половую связь в состоянии опьянения или под воз действием наркотиков, подростки, как правило, не задумывают ся над нравственными устоями своей жизни, для них характерен низкий нравственный уровень. К проституции ведет ранняя поло вая распущенность. По статистическим данным, большинство по терпевших от изнасилования своим безнравственным поведением способствовали совершению преступления, вели беспорядочный образ жизни.
Подростковая проституция — трагедия современного общества. Для ее преодоления уже недостаточно только педагогических мер. Необходимы принятие соответствующих законов, разработка и ре ализация соответствующих государственных программ. На госу дарственном уровне необходимо добиваться повышения жизнен ного уровня общества, сглаживания социального неравенства, повышения статуса семьи оказанием ей всемерной помощи и под держки. Необходимо установить контроль за средствами массовой информации, разлагающими молодежь, ввести уголовную ответ ственность за деятельность сутенеров, вернуть школе доброе имя наставника подрастающих поколений.
В числе объективных причин отклоняющегося поведения под ростков следует назвать и положение дел в народном образова нии: школа устранилась от воспитательной работы, кружковая и секционная работы почти на нуле, учителя не меняют своего от ношения к ученикам и методов учебно-воспитательной работы с ними в зависимости от их изменения; падает престиж знаний, знания, которые дает школа, редко применимы в практике жиз-
1 См.: Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С.
270-275.
96
ни. На фоне ослабления влияния школы в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Положительный герой — это ловкач, преступник, циник, ждущий от жизни толь ко наслаждений.
Все эти особенности трудных детей и подростков*необходимо
I учитывать социальному педагогу в работе с ними. Эта работа вклю-
1 чает три аспекта1. Первы й — социальный: приобретение и разви тие социальных качеств личности, опыта общения и освоение об щественных норм поведения. Второ й — культурный: ознакомле ние с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой культурой, культурой поведения и отношений, соответствующим образованием. Тре ти й — психолого-педагогический: психическое и личностное раз витие ребенка, его обучение и воспитание в семье, в детском саду, в школе.