Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в БСП ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания находится в первой части сложного предложения, а во второй части содержится пояснение, раскрывается содержание первой части или есть указание на причину.

Двоеточие в БСП ставится:

  • если вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (в таких случаях между частями БСП возможна подстановка слов «а именно»). Например: Приближалась роковая минута: полет направлялся к раскрытым воротам дворца (Олеша). А тут ещё забота: течёт сквозь крышу, каплет с потолка (Бунин). Я предал всё: на шумный круг друзей я променял священный шум дубравы (Ходасевич);
  • если вторая часть указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (в данном случае возможна подстановка союзов так как, потому что). Например: Я глядел в огонь и боялся поднять голову: казалось, кто-то смотрит на меня из темноты (Коваль);

Тире в БСП ставится:

  • если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении: Будешь летом в Ялте — непременно погуляй по Ботаническому саду;
  • если вторая часть предложения имеет значение следствия, результата, следующего из первой части: Фея дотронулась до тыквы волшебной палочкой — та превратилась в карету. Всю ночь с танцплощадки доносилась громкая музыка — мы долго не могли уснуть;
  • если содержание второй части предложения противопоставляется первой части или содержит указание на быструю смену событий. Например: Я за свечку — свечка в печку (Чуковский). Служить бы рад — прислуживаться тошно (Грибоедов). Иван Иванович подошел к воротам — изнутри поднялся собачий лай (Гоголь);
  • если во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чём сказано в первой части. Например: Молвит слово — соловей поёт;
  • если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой. Например: Насыпаешь заварку в чайничек, заливаешь крутым кипятком, сверху кладёшь листик мяты — так получается превосходный ароматный чай. Вдруг раздался басовитый пароходный гудок — это огромный красавец теплоход приставал к берегу.

 

Дать характеристику системе упражнений по применению принципов орфографии и пунктуации.

При работе по орфографии методисты рекомендуют применять выполнение подготовительных упражнений, чтобы актуализировать знания и подготовить учеников к восприятию нового материала. Так, чтобы подготовить учеников к восприятию правила о правописании гласных в суффиксах – ек и – ик, нужно просклонять существительные и в процессе наблюдения обнаружить изменения, происходящие в суффиксах при склонении: веноч ек – вено чк а, ключ ик – ключ ик а.

Работа непосредственно над правилом также включает определённые грамматико-орфографические упражнения: прочитайте данные слова и назовите в них орфограммы; назовите (подчеркните) примеры, в которых орфограммы находятся между словами; прочитайте орфографическое правило и определите орфограмму.

Овладению механизмом сознательного письма способствуют иллюстративные упражнения (разбор по составу, орфографический разбор, подбор примеров на определённое правило и т.д.)

К упражнениям, совмещающим в себе орфографические цели и цели развития речи, относится вид диктанта, во время которого диктуется только часть фразы, а начало или её конец придумываются учениками самостоятельно.

Ряд таких упражнений тесно связан с лексическими упражнениями:

а)подбор однокоренных слов: например, развивался – вить, виться, развевался – веять, веялка и т п.;

б) замена одних слов другими (синонимами);

в)подбор слов для сопоставления (например, слов с противоположным значением, которые по своим орфографическим данным отвечают определённым условиям);

г)замена причастных оборотов одним словом на определённое правило.

Очень способствует выработке орфографических навыков работа с орфографическим словарём. Поиск нужного слова заставляет вглядываться в зрительный образ ряда других слов (и запоминать их!).

Можно предлагать детям ряд нетрадиционных заданий. Например, одним из эффективных упражнений является запись под диктовку слов, в которых дети часто делают ошибки. Для этого у ребят должны быть списки таких слов, и перед диктантом нужно, чтобы ученики прочитали данные слова, всмотрелись в их написание, подумали об их морфемном составе, вспомнили правило и т.д. Затем тетради со списками закрываются, и дети пишут слова под диктовку.

Такое задание можно сопроводить дополнительными указаниями: «Обозначьте морфемы в записанных словах», «Обозначьте приставки в записанных словах».

Если для записи даются предложно-падежные сочетания слов, ученики могут подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. Этого типа задания позволяют связать некоторые предлоги с окончаниями существительных (предлог из требует от существительных окончания –и: из деревни, из комнатки, из басни, из песни; предлог в употребляется с двумя падежами: винительным (в комнату, в лагерь, в озеро, в помощь) и предложным (в комнате, в лагере, в озере, в помощи). Словоформы с винительным падежом не вызывают ошибок, а с предложным – являются сложными для написания.

Тренировочные упражнения, основанные на применении правил, требующие определения типа склонения и падежа существительных, можно дополнить заданиями, выполнение которых укрепит зрительный образ словоформы в + сущ. в вин пад. Можно тренировать зрительную память написанием предложно-падежных форм существительных разных склонений, а затем дать обобщающее упражнение, дифференцирующее написания окончаний 1 – 2-го и 3-го склонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: