Понятие академической мотивации в психологической литературе

Проблема мотивации и мотивов – одна из основных и главных проблем в психологии. Данной проблеме посвящено большое количество книг, статей, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г.С. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Теоретический анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что в современной психологии нет точного определения данного феномена. Под мотивацией понимают либо совокупность факторов и причины, которые указывают человеку направление для исполнения конкретных действий. Либо как процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности

Термин «мотивация» происходит от латинского глагола «movere» – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [21].

Необходимо отметить, что понятие «мотивация» шире, чем понятие «мотив». Отличительной чертой мотива является то, что он определяется как устойчивое личностное свойство, которое побуждает человека к действиям. Понятие «мотивация» можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, как систему факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), а с другой стороны, как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Можно выделить несколько теорий мотивации в зависимости от направления. Бихевиористы считали, что термин «мотивация» является общим и не научным, и понимали под ним потребности, имеющие физиологическую природу. Представители данного направления определяли мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.

Представители когнитивного направления при рассмотрение мотивации ввели новые мотивационные понятия: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Авторы гуманистических теорий закладывают в основу мотивации стремление человека к самореализации своих возможностей.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности [14].

Частным видом мотивации является учебная мотивация. В словаре справочнике по педагогической психологии указывается, что «учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность» [22, 26].

Успешность учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации, то есть то внутренних и внешних факторов, которые побуждают учиться.

Мотивы учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут быть предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания [22].

Учебная мотивация определяется специфическими факторами:

- Образовательной системой, учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

- Организацией образовательного процесса;

- Субъектными особенностями обучающегося;

- Субъектными особенностями педагога и отношениями к ученику;

- Спецификой учебного предмета [13].

Выделяют два основных типа учебной мотивации – внутренняя и внешняя мотивация.

При внутренней мотивации причины, которые создают данную деятельность, находятся внутри индивида. Сам индивид является источником мотивации, и активная познавательная деятельность сама по себе доставляет ему удовольствие и представляет интерес и ценность. Она выражается в поисковой активности и инициативе ребенка, в стремлении выбирать для решения новые и трудные задачи, ставить перед собой цели, бросающие ему вызов, а также в настойчивости при их достижении. При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения внешних по отношению к ее содержанию целей, заданных самостоятельно или другими людьми [8].

Так же следует выделять познавательные мотивы, то есть мотивы, связанные с содержание учебной деятельности и процессом ее выполнения. Они складываются в процессе познания различных учебных предметов имеющих целью расширение и углубление знаний, умений и навыков. Второй вид мотивов – это социальные мотивы, связанные с взаимодействием учащегося с другими учащимися или учителями. Данный вид мотива формирует у учащихся положительное отношение к учебе с помощью родителей, учителей [1].

Если наблюдать за мотивацией учеников в разные возрастные периоды, то можно увидеть следующие различия.

В период младшего школьного возраста формируется мотивация к познавательной и учебной деятельности. Игровые мотивы переходят на второй план, а на первое место становятся мотивы, связанные с учебной деятельностью. Отличительной особенностью мотивации младших школьников является бесспорное осуществление требований учителя. В этом возрасте сильно выражены социальные мотивы, поэтому ученики не всегда осознают для чего они выполняют требования учителя. Отметки, которые получают дети в данном возрасте, являются оценкой их стараний [27].

У школьников средних классов наблюдается снижение мотивации учения. Дети начинают посещать школу, потому что надо. Учеба остается основным видом деятельности, но у них появляется низкий уровень ценности учения. Школа становится в первую очередь местом для общения. Кроме того, мотивация в данный возрастной период отличается появлением интереса к конкретному предмету/

Ведущим мотивом школьников старших классов является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Следовательно, они начинают интересоваться теми предметами, которые необходимы для поступления на какую-либо специальность. Кроме того, в данный возрастной период на мотивацию учения влияет адекватность самооценки учебных способностей.  Положительную мотивацию к учению можно наблюдать у учеников с адекватной самооценкой. У учащихся с неадекватной самооценкой, как заниженной, так и завышенной, наблюдается сниженная мотивация к учению [30].

Старший школьный возраст или период ранней юности относится к периоду развития детей от 15 до 18 лет. Данный период является важным в формирование личности. Мотивация в данный период выступает как главный фактор регуляции. У старшеклассников наблюдается иерархическая структура мотивов, главное место занимают познавательные мотивы и мотивация достижения.

Итак, с возрастом изменяется соотношение мотивации на приобретение знаний и получение положительных оценок. Структура мотивационной сферы становится более устойчивой, к страшим классам повышается уровень мотивации [14].

Кроме того, было изучено гендерное различие в мотивации учебной деятельности старшеклассников. Было обнаружено, что существенных различий между мотивацией к учебной деятельности юношей и девушек нет. И у юношей, и у девушек в равной степени преобладает высокий уровень мотивации, внешние и внутренние мотивы так же были выражены в равной степени. Единственное гендерное различие в том, что девушки в большей степени проявляют собственную активность в учебной деятельности, а юноши воспринимают учебу как вынужденный долг [16].

Таким образом, на сегодняшний день существует множество определений мотива и мотивации, а также теорий, затрагивающих данную область. Однако, мы будем придерживаться определения Е.П. Ильина, который определял мотивацию как внутреннюю детерминацию поведения и деятельности, которая обусловлена внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация – процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: