Основа темперамента моего знакомой- сангвиник. Она очень активна, иногда бывает нетерпеливой, трудолюбивой, но в учебе все делает по мере возможности. Бывает вспыльчивоц, любит поговорить. В коллективе ведет себя достаточно спокойно, однако в кругу близких- этот человек душа компании. Также ей свойствен артистизм и доброжелательность. При общении с ней необходимо больше слушать, чем говорить самому, так как она любит поговорить. Можно применить метод активного слушателя. Не стоит отвлекаться на другие дела при общении с ним, так как она может обидеться, подумать, что вам не интересно.
В каких ситуациях профессиональной деятельности могут использоваться знания по психологии общения?
Деятельность любого профессионала в современном обществе невозможна без социальной коммуникации. Юридическая деятельность, особенно в правоохранительной сфере, немыслима без контактов с различными категориями граждан. От умения устанавливать и поддерживать психологический контакт, вести конструктивный диалог зависит качество получаемой и передаваемой информации, что, в свою очередь, влияет на успешность деятельности в целом.
Особое значение психология общения приобретает в деятельности сотрудников правоохранительных органов, поскольку именно им чаще всего приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Однако любому профессионалу-юристу необходимо понимать структуру коммуникативных актов, уметь устанавливать психологический контакт, владеть приемами получения и обработки вербальной и невербальной информации для реализации профессиональных задач, будь то взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами, контрагентами и т. д.
У каждого юриста должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать к се
выслушивать людей; преодолевать психологические барьеры в процессе общения. В настоящей главе психологические основы профессионального общения будут рассматриваться на примере общения сотрудников правоохранительных органов.
При выполнении своих функций, вступая в коммуникативные взаимоотношения с гражданами, сотрудник формирует мнение о своей роли в обществе, определенное отношение к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность не только помогает ему реализовать свою профессиональную роль, но и сформировать положительное мнение о правоохранительных органах и их деятельности.
Если же сотрудник является руководителем, то от уровня его коммуникативной компетентности зависит успешность деятельности вверенного ему коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой сфере деятельности у руководителей подразделений правоохранительных органов порождает ошибки при управлении личным составом, которые, в свою очередь, ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности
Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.
А) Начало допроса.
Следователь:
- Вы знали убитого Корытова?
У допрашиваемого затряслись руки:
- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.
- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...
- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?
(Ловушка строилась исходя из психологического состояния подозреваемого, когда следователь задавал прямые вопросы об убийстве, не озвучивая всех подробностей. Следователь сказал о доказательствах передачи пистолета, а подозреваемый начал сомневаться. При этом было оказано психологическое давление. Следователь лишь предполагал о участии 3-го лица, исходя из своего предположения он задал вопрос и подозреваемый проговорился. Ловушка построена на мнимой осведомленности. Подозреваемый отрицал знакомство, но при ответах на вопросы он опроверг это вспоминая лишь о наличии конфликта.)
Б) Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?
- Какой пистолет?
-Отвечай!
-Не знаю...
-Да или нет?
-Нет...
- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!
- Этого не может быть!
- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.
- Кто был с вами третьим?
- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Свидетель задумался.
- Нет, ничего такого у меня с ним не было.
- Вспомните получше... Лето, точнее, май.
Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.
(Допрос с использованием ассоциативных связей. Использование изобличающих вопросов. Прием полной осведомленности. Наводящие вопросы, а именно противодействующие т.к. они вскрывают лживость первоначальных ответов и показаний.)