Тематика выпускных квалификационных работ

ЗАДАНИЕ №1

«Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы»

 

Содержание задания:

1. Прочесть теоретическую часть в учебном пособии 3РАЗДЕЛ «ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВА-ЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ» (Методические основы планирования, разработки и оформления выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 120700.62 - «Землеустройство и кадастры» (квалификация «бакалавр»), всех форм обучения: учебное пособие/ А.М. Олейник, М.А. Подковырова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 129 с.)

2. Ознакомиться с общими положениями, требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе бакалавра

3. Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к выбору и обоснованию темы ВКР.

4. Выбрать и обосновать тему ВКР, согласовать с руководителем дипломного проектирования.

5. Подготовиться к письменному опросу по теме задания.

 

2 Общие положения и требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе бакалавра

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – самостоятельное и логически завершенное исследование на выбранную тему, написанное выпускником под руководством руководителя. ВКР позволяет продемонстрировать выпускнику уровень производственно-технологической и научной подготовки, профессионального владения им теорией и практикой предметной области, умение самостоятельно вести научный поиск и формулировать собственные выводы, рекомендации и предложения.

Выпускная квалификационная работа бакалавра – это работа на соискание академической степени «бакалавр», содержащая разработки и исследования теоретических проблем, технических решений, технологических процессов в области землеустройства и кадастров, специальных программных продуктов и ГИС, выполняемая выпускником самостоятельно с использованием компетенций, приобретенных им в рамках изучения дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов, а также во время прохождения учебных, производственной и преддипломной практик.

Выпускная квалификационная работа бакалавра является результатом накопленного опыта работы по курсовому проектированию, написанию отчѐтов по производственной практике с элементами научно-исследовательской работы, участию в научно-исследовательской работе за период обучения с 1 по 4-5 курсы (1-7 (9) семестры) и результатом процесса по дипломному проектированию (8 (10) семестр).

ВКР может базироваться на реальных материалах, собранных во время прохождения преддипломной практики в профильных предприятиях и организациях.

Актуальные задачи, которые могут решаться в ВКР:

1) разработка проекта (схемы) землеустройства;

2) разработка проекта рекультивации земель;

3) методические подходы кадастровой оценки объектов недвижимости крупного города;

4) разработка проекта организации использования земель городского землепользования (на ландшафтно-экологической основе);

5) разработка проекта организации использования земель особо охраняемых территорий;

6) разработка схемы ландшафтно-экологического зонирования территории как основы ведения мониторинга земель;

7) разработка цифровой топографической карты (плана) застроенной (или незастроенной) территории как информационной основы для целей ГКН;

8) разработка проекта инженерного освоения территории;

9) комплексная оценка территории муниципального района для целей территориального планирования;

10) разработка земельно-кадастровой (и иной) документации для целей ведения ГКН;

11) разработка проекта специальной геодезической сети для целей землеустройства и мониторинга территории.

Исходя из выше названных задач, возможна и подобная формулировка тем ВКР по бакалавриату.

Основными требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе по бакалавриату, являются:

- актуальность проектных разработок или проводимого исследования;

- практическая значимость и наличие в ВКР элементов научно-исследовательского характера;

- полнота решения поставленных в работе задач;

- качество использованных методик и самостоятельность анализа собранного фактологического материала;

- самостоятельный выбор и обоснование научных методов, используемых в работе;

- самостоятельный характер изложения и обобщения материала;

- полнота и системность вносимых предложений по рассматриваемой теме (вопросу);

- самостоятельная формулировка выводов по результатам проведѐнного проектирования и исследования;

- грамотность, логичность в изложении материала;

К требованиям, предъявляемым к содержанию и структуре выпускной квалификационной работе следует отнести:

1) содержание выпускной квалификационной работы должно учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к профессиональной подготовке бакалавра; требования ТИУ;

2) рекомендуемый объѐм выпускной квалификационной работы должен составлять 55-60 страниц (без учѐта Приложений);

3) выпускная квалификационная работа должна иметь внутреннее единство и логическую последовательность в раскрытии избранной темы;

4) при выполнении ВКР бакалавр должен продемонстрировать уровень профессиональной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приѐмы их решения и при помощи этих методов решать конкретные профессиональные задачи;

5) выпускная квалификационная работа должна позволять судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выво-ды и рекомендации, их новизна и значимость;

5) содержание выпускной квалификационной работы характеризуют актуальность, практическая значимость, новизна приводимых результатов проектирования и исследования.

За все сведения, изложенные в выпускной квалификационной работе, использование фактического материала и другой вспомогательной информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений автор ВКР несет профессиональную и нравственную ответственность.

 

4 Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы

 

Первоначальным шагом при разработке выпускной квалификационной работы является выбор и обоснование темы.

При выборе темы выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться следующими положениями:

- соответствием темы ВКР направлению и профилю подготовки;

- актуальностью темы;

- практической значимостью проектных разработок;

- научной новизной (или еѐ элементами);

- необходимостью изучения и отражения в работе новых методик, разработок, а также нормативных и законодательных актов.

Тема - это научная и в тоже время практическая задача в определенной области исследования, производственного цикла, например:

1. Разработка проекта организации использования земель сельскохозяйственного землепользования на ландшафтно-экологической основе.

2. Анализ состояния и использования земельных ресурсов муниципального района.

3. Технология создания опорного ландшафтно-экологического каркаса территории муниципального района как основы ее устойчивого развития.

4. Анализ учѐта принципа рациональной организации использования земельных ресурсов при территориальном планировании (на материалах муниципального района).

5. Анализ экономических, социальных и экологических требований при разработке схемы территориального планирования использования земельных ресурсов муниципального района.

6. Анализ методик и подходов к разработке документации по межеванию земель.

7. Анализ состояния земель городского землепользования на основе ландшафтно-экологического подхода.

Актуальность - обязательное требование к выпускной квалификацион-ной работе. Обоснование актуальности избранной темы свидетельствует об умении обучающегося определить название темы с учетом ее социальной значимости, своевременности, показывает научный кругозор, профессиональную подготовленность, общую компетентность.

При оценке актуальности темы ВКР актуальной считают ту тему, работа над которой дает больший экономический, экологический эффект или социальную значимость. Эффективность разработок определяется степенью достижения цели и полнотой решения поставленных задач.

Важно на этапе выбора и формулировки темы руководствоваться положением, характеризующим отличительные стороны темы и направления исследования.

Под направлением исследования понимают сферу исследований, посвященных решению крупных, фундаментальных теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки, например:

1. Особенности землеустройства, осуществляемого в условиях преобразования рыночных отношений.

2. Рациональная организация использования земель сельскохозяйственных организаций Западно-Сибирского региона.

3. Научно-методическое обеспечение ведения кадастра недвижимости в Российской Федерации.

4. Ландшафтно-экологические основы рационализации сельскохозяйственного землепользования Сибирского региона.

5. Планирование комплексного социально-экономического развития и землеустройства сельских поселений районов Тюменской области: теория, методика и практика.

9. Научно-методические основы формирования Единого государственного информационного ресурса об объектах недвижимости.

Исходя из приведенных примеров, следует, что при написании бакалаврской ВКР, формулировки направлений следует исключить, так как они актуальны для написания кандидатских и докторских диссертаций.

Важный критериальный признак темы – еѐ новизна. Он означает, что тема в данной постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается. Новизна выпускной квалификационной работы и ее тема органично связаны. В разработках ВКР бакалавров новизна может быть инженерной и научной.

Так, например: решение новой проектной задачи на основе открытого закона или известных технологий является областью инженерных, а не научных разработок, например:

-совершенствование технологии создания цифровой дежурной карты ограничений и обременений;

- совершенствование технологии создания цифровой дежурной кадастровой карты города;

- разработка проекта организации использования земель ООПТ на основе районирования;

- разработка рабочего проекта по лесомелиорации в условиях юга Тюменской области.

Научная новизна проектных разработок вносит вклад в науку, их результаты развивают имеющиеся у человеческого сообщества знания о сущности и природе объектов и явлений (процессов).

К элементам новизны, которые могут быть представлены в выпускной квалификационной работе можно отнести:

- новое применение известного метода, способа или приѐма;

- предложенные автором усовершенствованные критерии оценки параметров исследуемых процессов;

- конкретные зависимости для расчета параметров;

- усовершенствование имеющихся методик анализа, синтеза или инженерного расчета основных характеристик;

- разработка математических моделей процессов и явлений.

Например, в выпускной квалификационной работе отражены следующие элементы научной новизны:

- разработка оптимизационной модели сети особо охраняемых территорий на муниципальном уровне;

- разработка территориальной модели сельскохозяйственного (городского или иного) землепользования устойчивого развития;

- разработка методики осуществления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

- разработка и обоснование системы критериев при комплексной оценке городского землепользования и др.

Тема должна соответствовать профилю подготовки, в данном случае - «Управление недвижимостью», например:

1. Методика установления эффективности управления земельными ресурсами и недвижимостью.

2. Технология кадастровой оценки застроенных территорий как основа управления объектами городской недвижимости.

3. Методика осуществления мониторинга земель под нефтегазовыми комплексами.

4. Методика разработки проекта межевания при формировании землепользования под нефтегазовый комплекс.

Важная характеристика темы - реальность внедрения результатов исследования (проектных разработок). Поэтому, обосновывая тему, изучаются запросы производства на данном этапе и выстраивается некоторый прогноз.

При выборе темы ВКР можно использовать предложенную тематику:

 

Тематика выпускных квалификационных работ

1. Научно-методические подходы к формированию устойчивых территорий.

2. Научно-методические подходы к формированию устойчивых земельно-имущественных комплексов.

3. Обоснование принципа равновесного природопользования территорий (в условиях ЯНАО).

4. Научно-практические основы функционирования и развития ООТ (ООПТ) в условиях Тюменской области.

5. Ландшафтно-экологический подход к формированию устойчивого землепользования.

6. Оценка территориального планирования в системе формирования устойчивого землепользования.

7. Нормативно-правовое обеспечение функционирования земельно-имущественных комплексов.

8. Анализ системы расселения при решении комплексной задачи организации устойчивого развития сельских поселений.

9. Научно-методические подходы к организации использования рекреационных зон (территорий).

10. Рекультивация нарушенных территорий (земель) как основа их рационального использования.

11. Формирование инвестиционной привлекательности территории сельских поселений.

12. Землеустроительный подход к формированию комплекса природоохранных мероприятий в границах МО.

13. Анализ и оценка антропогенных нагрузок городской территории и его пригородной зоны как информационная основа управления землёй и недвижимостью.

14. Анализ и оценка антропогенных нагрузок на природно-территориальный комплекс в зоне промышленного освоения как информационная основа управления землёй и недвижимостью.

15. Экономически-экологический аспект развития землепользований при территориальном планировании и землеустройстве (на примере МО).

16. Комплексный характер развития территории муниципального района: теория, методика и практика.

17. Эколого-хозяйственные основы комплексного использования земель пригородной зоны (муниципального района).

18. Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения с помощью производственных функций (на примере муниципального района).

19. Анализ сложившегося социально-экономического и экологического состояния городского землепользования на основе метода иерархий.

20. Типология объектов городской недвижимости (на примере г. Тюмени).

21. Проблемы формирования учётных систем объектов недвижимости.

22. Проблемы определения эффективности управления земельными ресурсами и недвижимостью (на примере муниципального района).

23. Состояние и использование сезонных оленьих пастбищ в условиях ЯНАО.

24. Построение муниципальных геоинформационных систем для решения задач управления земельными ресурсами и недвижимостью.

25. Анализ существующих технологий информационного обеспечения управления территориями (на примере муниципального района).

26. Анализ нормативно-правового регулирования земельно-имущественных отношений в пореформенный период (на материалах муниципального района).

27. Анализ правового режима земель под предприятиями нефтегазового комплекса: теория и практика.

28. Нормативно-правовое обеспечение управления землёй и недвижимостью (на примере …………………….).

29. Нормативно-законодательное и землеустроительное обеспечение особо охраняемых природных территорий и объектов (на примере Тюменской области (ХМАО, ЯНАО).

30. Научно-методические подходы к организации использования земель на ландшафтно-экологической основе.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте объект профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры».

2. Охарактеризуйте виды профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры».

3. Какими компетенциями должен обладать бакалавр?

4. Каким требованиям должна отвечать тема ВКР?

6. В чем принципиальное отличие темы от проблемы или направления исследования?

 

ЗАДАНИЕ №2

«Разработка и оформление «Задания на выпускную квалификацион н ую работу (бакалаврскую работу)»

 

Цель задания – освоить основы структурирования и планирования выпускной квалификационной работы.

 

Содержание задания

1. Ознакомиться с содержанием задания: ознакомиться с формой и содержанием (бланка) «Задание на выпускную квалификационную работу»

2. Проанализировать собранный в период производственной практики материал, отчѐт по разделу НИР относительно их полноты и соответствия на разработку ВКР.

3. Оформить ЗАДАНИЕ

 

Порядок разработки:

1. Прописать исходную информацию (материалы): материалы, полученные в период производственных практик для разработки выпускной квалификационной работы, материалы отчетов и отчетов по разделу НИР (статистические, отчетные данные об объекте проектирования (исследования), специальных видов обследований (изысканий), технологии земельно-кадастровых работ, собственные проектные и теоретические разработки).

2. Утвержденную тему ВКР.

3. Нормативно-техническую и законодательную базу.

4. Прописать технологии, методики, научные подходы, а также программные продукты, планируемые Вами использовать при разработке и написании ВКР.

5. Определиться с объѐмом и перечнем графической работы и прописать его в ЗАДАНИИ.

6. В КАЛЕНДАРНОМ ГРАФИКЕ прописать объем и сроки выполнения работы по основным структурным элементам выпускной квалификационной работы (сроки по ТИУ согласовать с кафедрой).

Содержание ЗАДАНИЯ СОГЛАСОВАТЬ с руководителем дипломного проектирования.

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ СМ. НИЖЕ ПО ТЕКСТУ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: