Мировой опыт свидетельствует о возрастающей роли государства в регулировании инновационной сферы национальной экономики. На международном уровне государство с целью сохранения конкурентоспособности экономики ставит своей целью рост доли инновационной продукции в ВВП. Для достижения этой цели исполнительные органы власти решают четыре основные задачи управления инновационной сферой:
1) финансирование научных исследований;
2) правовая охрана патентов, изобретений;
3) научно-техническое прогнозирование;
4) формирование инновационной инфраструктуры.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их значением для экономики и общества в целом. Институциональная система государственного регулирования инновационных процессов для эффективности выполнения поставленных перед ней задач должна руководствоваться следующими принципами:
1) ориентироваться не на поддержку отдельных субъектов, а на выработку норм, правил (прежде всего, на установление и обеспечение взаимных прав, обязательств и механизмов защиты интеллектуальной собственности, требуемых коммерциализацией ее объектов при введении их в хозяйственный оборот);
2) обеспечить комплексную эффективность среды: интеграцию и взаимообмен исследованиями, распространение знаний, передачу технологий и оборудования;
3) способствовать развитию исследовательской деятельности не только в количественном отношении, но и в соответствии с запросами производственников, создать возможность распространять нововведения, благоприятствовать интернационализации предприятий с целью включения в поток технологической информации.
В рамках государственного регулирования инновационной сферы государство призвано обеспечивать:
1) социально-экономические, организационные, правовые условия для формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала, включая государственную поддержку субъектов научной и научно-технической деятельности;
2) создание современной инфраструктуры науки и системы информационного обеспечения научной деятельности, интеграцию образования, науки и производства;
3) подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных кадров;
4) повышение престижа научной и научно-технической деятельности, поддержку и поощрение научной молодежи;
5) финансирование и материальное обеспечение фундаментальных исследований;
6) организацию прогнозирования тенденций научно-технического и инновационного развития на долгосрочный и среднесрочный периоды;
7) поддержку приоритетных направлений развития науки и техники, государственных научных и научно-технических программ и концентрацию ресурсов для их реализации;
8) создание рынка научной и научно-технической продукции и внедрения достижений науки и техники во все сферы общественной жизни;
9) правовую охрану интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования;
10) организацию статистики научной деятельности;
11) проведение научной и научно-технической экспертизы производства, новых технологий, техники, результатов исследований, научно-технических программ и проектов;
12) стимулирование научного и научно-технического творчества, изобретательства и инновационной деятельности;
13) пропаганду научных и научно-технических достижений, изобретений, новых современных технологий, вклада государства в развитии мировой науки и техники;
14) установление взаимовыгодных связей с другими государствами для интеграции отечественной и мировой науки.
Основной целью государственного регулирования инновационной с феры является формирование базовых компонентов инновационного развития всех хозяйственных систем, позволяющих перейти к преимущественно инновационным результатам воспроизводственной деятельности. Такими компонентами являются:
а) распределение полномочий между всеми ветвями власти, всеми субъектами экономической деятельности, включая инновационную деятельность;
б) создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
в) последовательное развитие инновационной активности первичного производственного звена и корпоративных структур;
г) повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
д) понимание специфики решаемых государством задач в конкретных сферах и видах деятельности общества;
е) осознание особенностей интересов, представляемых и защищаемых государством;
ж) поддержка отечественных предпринимателей в процессах международного разделения труда в инновационной экономике.
В странах с развитой экономикой воздействие государства на инновационную активность проявляется в следующих направлениях:
1) государство выступает в качестве фактора предложения научно-технических идей и формирования инфраструктуры для осуществления научно-технических разработок;
2) государство – важнейший фактор формирования общехозяйственной среды, в которой осуществляют свою деятельность инновационные предприятия;
3) закупки государственных ведомств часто выступают в качестве начального спроса на многие нововведения, которые затем находят широкое распространение в хозяйственной практике.
Государственное регулирование инновационных процессов использует следующие инструменты:
- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, структурной воспроизводственной политики и др.;
- государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;
- механизмы интеграции регуляторов и структур.
В зависимости от приоритетных направлений инновационного развития страны, роли в ней рыночного механизма, состоянию социально-экономических проблем она могут использоваться следующие типы государственной инновационной политики.
1. Политика «технологического подталкивания» предусматривает, что изменение направлений научно-технологического и инновационного развития определяется государством, которое имеет необходимые материальные ресурсы, осуществляет экспертизу и информационное обеспечение инновационных проектов и программ.
2. Политика «рыночной ориентации» предусматривает ведущую роль рыночного механизма в распределении ресурсов и определения направлений развития науки и техники, а также ограничения роли государства в стимулировании инновационной деятельности.
3. Политика «социальной ориентации» предусматривает регулирование социальных последствий НТП: процессы принятия решений осуществляются с привлечением широкой общественности, решения принимаются при условии достижения консенсуса.
4. Политика, ориентированная на изменение структуры хозяйственного механизма, предусматривает решение социально-экономических проблем при помощи передовых технологий, изменений отраслевой структуры в направлении развития наукоемких технологий и сферы их обслуживания.
Выделяют два существенно различающихся метода регулирования государством инновационной деятельности: прямой (административный) и косвенный (экономический).
Административные методы базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующие их развитию. Осуществляя планирование, организацию и выполнение инновационных программ, государство само создает ресурсы для инновационной деятельности посредством:
1) прямых государственных вложений в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) распределения бюджетных и внебюджетных ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;
3) правового регулирования патентной политики государства и политики стандартизации.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
1) определение стратегических целей развития экономики и их отражения в индикативных и других планах, целевых программах;
2) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг;
3) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
4) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и прдукции;
5) правовые и административные ограничения и запреты относительно производства определенных видов продукции;
6) лицензирование операций экспорта и импорта товаров (внешнеторговых операций).
Прямые методы государственного регулирования инновационной деятельности:
а) не предусматривают создания дополнительных материальных стимулов;
б) не угрожают финансовыми убытками;
в) опираются на силу государственной власти.
Экономические методы регулирования инновационной деятельности организаций осуществляются без непосредственного вмешательства государства, они:
а) основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах;
б) определяют правила игры в рыночном хозяйстве;
в) влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.
В этом случае государство добивается развития инноваций с помощью:
1) налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий (МИП);
2) регулирования цен (их уровень и соотношение), платы за ресурсы (в том числе финансовые);
3) предоставления различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
4) создания инновационного климата в экономике и инфраструктуры исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования, лицензирования, стандартизации, сертификации, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования их на основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией полномочных на то руководителей.
В зависимости от средств влияния выделяю следующие методы косвенного регулирования:
1. Правовые методы – система законов и нормативных правовых актов, которые определяют обязательные для исполнения юридические нормы (правила) поведения субъектов инновационной деятельности.
2. Экономические методы – совокупность средств и приемов создания государством таких экономических условий, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами.
3. Пропагандистские (социально-психологические) методы - совокупность средств и приемов, направленных на формирование и поддержку у людей определенных убеждений, духовных ценностей, моральных позиций, психологических наставлений. Они охватывают мероприятия по воспитанию, разъяснению и популяризации целей и содержания мер регулирования, средства морального поощрения и т.д.