КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а бемольных – по ч5 вниз от До мажора, называется – квинтовым кругом.
Знаки альтерации пишутся при ключе и называются – ключевыми. Каждый новый ключевой диез в мажоре появляется на VII ст., а новый ключевой бемоль - на IV ступени.
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных диезных тональностей:
Мажор: До – Соль(1#) – Ре(2#) – Ля(3#) – Ми(4#) – Си(5#)…
Минор: ля – ми – си – фа #– до#– соль #...
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных тональностей:
Мажор: До – Фа(1Ь)– СиЬ (2Ь) – МЬ (3Ь)– ЛяЬ (4Ь)– РеЬ (5Ь).
Минор: ля – ре – соль – до – фа – сиЬ.
Энгармонически равные тональности – звучат одинаково,
а записываются по-разному
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:
До – Ре – Ми – Фа – Соль –Ля – Си
C c - D d - E e - Ff - G g - A a - H h
Диез обозначается слогом - is. Бемоль обозначается слогом - es. Дубль диез - isis, а дубль бемоль – eses.
В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).
Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).
До мажор — C-dur
Соль мажор — G-dur
Ре мажор — D-dur
Ля мажор — A-dur
Ми мажор — E-dur
Си мажор — H-dur
Фа-диез мажор — Fis-dur
До-диез мажор — Cis-dur
Фа мажор — F-dur
Си-бемоль мажор — B-dur
Ми-бемоль мажор — Es-dur
Ля-бемоль мажор — As-dur
Ре-бемоль мажор — Des-dur
Соль-бемоль мажор — Ges-dur
До-бемоль мажор — Ces-dur
Ля минор — а-moll
Ми минор — e-moll
Си минор — h-moll
Фа-диез минор — fis-moll
До-диез минор — cis-moll
Соль-диез минор — gis-moll
Ля-диез минор — ais-moll
Ре минор — d-moll
Соль минор — g-moll
До минор — e-moll
Фа минор — f-moll
Си-бемоль минор — b-moll
Ми-бемоль минор — es-moll
ля-бемоль минор — as-moll
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) - это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными).
Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.
Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации - изменяют высоту звука:
Диез (#) - повышает звук на пол тона
Бемоль (b) - понижает звук на пол тона
Дубль-диез (x) - повышает звук на тон
Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон
Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.
Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
Ритм, метр, размер.